Обгоняя инфляцию

Обгоняя инфляцию
РОСТ СРЕДНЕВЗВЕШАННОЙ ЦЕНЫ АВТОМОБИЛЯ В РОССИИ (долл. США)

Как ни пыталось российское правительство в прошлом году скрывать реальные цифры инфляции (ведь выборы впереди!), однако шила в мешке не утаишь. Вместо запланированных 7% годовых «обесценивание» перешагнуло 10-процентный барьер. А по неофициальным данным, реальная инфляция на многие товары повседневного спроса за 2007 год составила 20–30%.

Средняя цена одного автомобиля выросла до 19 334 долларов против 16 547 – годом ранее, то есть на 16,8%. При этом еще в 2004 году средняя стоимость машины немногим превышала 11 тыс. долл., то есть за три года она выросла почти в два раза.

ДОЛЛАР ДЕШЕВЛЕ – МАШИНА ДОРОЖЕ

Дешевых машин на рынке все меньше. Вот, например, «Ока» только в течение осени прошлого года подорожала на 2000 рублей. «Пятерку» можно было найти за 136 тыс. рублей, а «Калины»-хэтчбек дешевле, чем за 236 тысяч у дилеров нет. А под Новый год цены стали потихоньку расти. Россияне откладывали покупку новой машины до декабря, пытаясь таким образом «организовать» себе подарок на Новый год. Но у предновогодних покупок была и вполне прагматичная задача – купленный до 1 января 2008 года автомобиль вовсе «не обязан» соответствовать экологическим нормам Евро III. Стало быть, та же «классика» обходилась на 400-600 долларов дешевле.

Любопытно, что цены, обозначенные в рублях, сами по себе в течение года подразумевали рост долларовой цены, если учесть, что доллар за 2007 год подешевел почти на 2 рубля.

Что уж говорить о рынке в целом! Аналитики «ПрайсУотерхаусКупер» указывали макроэкономические причины подорожания машин в 2007 году. Это и инфляция, и, что не менее важно, увеличение доходов населения, которые в прошлом году составили 695 млрд. долл. против 555 млрд. в 2006-м. В 2007 году уже 6,9% россиян признались во время опроса, что могут купить автомобиль, тогда как в 2006-м таких было 5,2%, свидетельствуют данные центра стратегических исследований «Росгосстраха».

На быстрый рост средней стоимости авто влияет и стремительно меняющаяся в пользу иномарок структура рынка. Суммарная емкость авторынка России по оценке аналитического агентства «АВТОСТАТ» в 2007 году вплотную приблизилась к 50 млрд. долл., что на 45% больше, чем в 2006 году. Существенную долю (около 30%) в этот объем вложили российские банки в виде автокредитов.

Но самое интересное, что ни рост производства автомобилей на территории России на 9-10%, ни увеличение поставок из-за границы не смогли в прошлом году насытить рынок. Дефицит популярных моделей создавал ситуации, подзабытые со времен СССР. Например, очередь на «Ниссан-Кашкай», цены на который в салонах дилеров начинаются от 24,6 тыс. долл., в Москве продают за 3000 долларов. Без этой доплаты ждать машину придется больше 6 месяцев.

НАСКОЛЬКО ПОДОРОЖАЮТ МАШИНЫ?

Эксперты уже сегодня составили примерную таблицу роста цены на «среднестатистический автомобиль» в России (см. диаграмму). Что же касается конкретных моделей, и они в 2008 году не могут не подорожать. Даже если новый президент и новое правительство удержат инфляцию в рамках запланированных 7–8 %, рост цен неизбежен.

Рост цен на углеводородное сырье (а это мировая тенденция) скажется на стоимости комплектующих, вырастут транспортные расходы, подорожают другие виды сырья. Скажем, повышение цены на свинец на мировом рынке неизбежно увеличит стоимость аккумулятора.

Кроме того, продажи в Москве и Санкт-Петербурге, как минимум, не снизятся, а в регионах – точно увеличатся. А значит, возрастут расходы компаний на строительство торговых площадей и доставку автомобилей в регионы. Так что себестоимость производства и доставка автомобиля до клиента станет дороже процентов на 10–12%. Их и придется оплатить тому, кто приобретет машину в новом 2008 году.

В 2008 году рост цен на новые автомобили обгонит инфляцию и составит 10–12%.Z

Подпишитесь на «За рулем» в