Наемный принц бензоколонки

Наемный принц бензоколонки

ОТКАЗЫВАЙ, УЛЫБАЯСЬ!

- Браток, дай я заеду! Пока вы сливаетесь - я подожду! - «дальнобой» высовывается из кабины автовоза. На его платформе - десяток «фордов» из Всеволожска. По номерам вижу - тащит их в Казань.

Директор нефтебазы С. Михайлов: «Извольте приступить к работе!».

И что прикажете делать, если в руках у меня «кирпич»? Жалко мужика, но придется отказать - когда из цистерны сливают в подземные емкости бензин, на площадке АЗС не должно быть машин. Прикидываюсь «мелкой сошкой», улыбаюсь, развожу руками. Старший оператор АЗС потом меня похвалила:

- Правильно вы, товарищ корреспондент, сделали! Порядок - по уставу. А он, как вас в армии учили, - писан кровью!

Зимняя униформа - строго по календарю.

Одним словом, автовоз смог заправиться лишь после того, как бензин слили до капли, после чего я убрал территорию -собственными силами и пластиковой метлой. Молодых солдат в советское время заставляли мести плац ломом. На заправке так нельзя - искр там, где есть бензин, быть не должно.

АЗС закрыта! Не на обед - время сливать топливо.

Надо сказать, что освоение профессии автозаправщика оказалось самым «бюрократизированным». Во всяком случае, инструктаж перед заступлением на смену занял именно час, как положено. А на изучение инструкций по безопасности работы, оказанию медицинской помощи и противопожарным действиям (каждая - листов тридцать!) ушло еще столько же времени. Все по-честному - как говорится, без скидок на журналистское удостоверение.

Но главное, что я запомнил: каждому клиенту - бесплатную улыбку! Девушкам улыбаться получалось. Дальнобойщикам -с трудом…

Контроль качества - обязательная процедура.

КОРПОРАТИВНЫЕ ПРИНЦИПЫ

- Простите за нескромность, а какой у вас размер? - поинтересовались у корреспондента «За рулем» в центре общественных связей «ЛУКОЙЛ-Волганефтепродукт». - Если собираетесь работать на нашей станции, мы должны подобрать вам униформу.

Мелочь, скажете вы? Зато сегодня это норма даже для глубинки.

Заправлять - и не забывать улыбаться!

Автозаправочная станция, на которой мне пришлось постигать азы профессии, находилась в паре десятков километров от Нижнего Новгорода. Мы выбрали «ЛУКОЙЛ» просто потому, что эта компания первой в России еще пару лет назад публично объявила о внедрении в своей автозаправочной сети целого ряда корпоративных стандартов, правил и положений. В первую очередь это относилось к системе контроля качества топлива на АЗС, но распространялось и на ассортимент шоколада в фирменном магазине при станции.

«Чистое стекло» - бесплатная услуга в борьбе за клиента.

- Просто «сникерсом» в магазине сегодня клиента не привлечешь, - считает директор Нижегородской нефтебазы Сергей Михайлов. - Но правильная, научная раскладка товаров в магазине тоже помогает увеличить доходы.

Впрочем, главное, по мнению специалистов, в нынешней конкурентной борьбе автозаправок - это качество продаваемой продукции. Соответственно - и контроль этого самого качества.

«ЛУКОЙЛ» в этом плане находится в выгодном положении: ведь бензин, произведенный на собственном заводе, перевозится собственным бензовозом и продается на собственной заправке. Естественно, на каждом этапе происходит процедура отбора проб…

КАЧЕСТВО - ЗАЛОГ УСПЕХА

Эта мудреная процедура и стала для меня первым поручением. Вернее, доверили ассистировать старшему оператору -очаровательной с клиентами и строгой с персоналом Елене Волковой.

Вначале нужно забраться на цистерну, убедиться в сохранности фирменной пломбы, набрать в металлический цилиндр литра полтора 92-го, на тросе спустить, не расплескав, вниз, перелить в прозрачную емкость и проверить денсиметром плотность топлива. Затем повторить процедуру с 95-м бензином. Оказывается, цистерна бензовоза бывает разделена на части и в каждой - свой бензин. Емкость, куда бензин сливают, также подвергается контролю. Специальный индикатор определяет наличие в подземной цистерне остатков воды, а если помазать длинный шест реактивом - определяешь заполненность бака. То есть сколько топлива в состоянии принять АЗС. И хотя для этого есть специальные датчики, «шестовой контроль» никто не отменял.

- В задачу старшего оператора входит также заказ бензина и дизтоплива, - поясняет обязанности современной «королевы бензоколонки» Е.Волкова. - Наша заправка находится на трассе с интенсивным движением. За смену обслуживаем до тысячи автомобилей - и легковых, и грузовых. Тут нужно корректировать заказы даже по дням недели: например, в пятницу, когда люди едут за город, потребуется больше 95-го. К тому же «моя» АЗС находится поблизости от коттеджей «Зеленого городка»: именно на этой заправке по пятницам «затаривается» вся нижегородская элита, и любой «прокол» заправщика становится ЧП. А пожаловаться на рядового заправщика проще простого, воспользовавшись круглосуточной «Горячей линией» «ЛУКОЙЛа».

- Мы рассматриваем каждую жалобу клиента, - уверяет сотрудница центра общественных связей Анна Руденко. - Если жалоба касается качества топлива - реагируем моментально. Но и претензии к обслуживанию не остаются незамеченными.

Если жалоба клиента - не каприз, не связана с плохим настроением покупателя, оператор может лишиться части заработка. Оказывается, есть серьезный стимул улыбаться каждому, заехавшему на АЗС.

ТРЕБУЮТСЯ ГРАМОТНЫЕ ИСПОЛНИТЕЛИ

- Нужны ли нам люди? Грамотные специалисты - необходимы, - отвечает на «фирменный» вопрос нашей рубрики Сергей Михайлов. - Но, как вы знаете, поиск толковых специалистов - головная боль любого руководителя.

В сектор розничной торговли «ЛУКОЙЛ-Волганефте-продукт» входят 15 нефтебаз и 258 АЗС, их обслуживают 85 собственных бензовозов. За сутки станции реализуют 1200 тонн нефтепродуктов. В системе розничной торговли, которой командует Михайлов, на 48 АЗС трудится 864 человека.

- Нам бы очень хотелось, чтобы на АЗС приходили выпускники нефтяного техникума. Но они настолько востребованы, что легко находят места на нефтебазах - зарплата там больше, хлопот куда меньше - главное, никаких конфликтов с клиентами.

В огромном хозяйстве всегда требуются следующие специалисты: операторы АЗС, слесари по ремонту и обслуживанию оборудования, лаборанты химического анализа и ряд других профессий, включая водителей бензовозов.

- Любой кандидат попадает в наш Нижегородский центр подготовки кадров, - Сергей Михайлов рассказывает о порядке поступления в штат компании. -Образование минимум среднее. Обучение бесплатное и занимает три недели. Кандидат на должность оператора изучает теорию - как он должен работать. А затем практика под присмотром мастера на одной из заправок. Через неделю новичок получает оценки как за знание теории, так и за ее воплощение в жизнь. Спустя месяц подготовки ему присваивается разряд.

Каждая из крупных российских нефтяных компаний придерживается собственных правил в подборе кадров и, главное, в распределении нагрузки по обслуживанию клиентов. В ТНК-ВР, например, основную работу делают операторы-заправщики: считается, что на ВР клиент может не выходить из автомобиля - оператор сам заправит бак, примет деньги, принесет сдачу. В «ЛУКОЙЛе» клиент платит за бензин самостоятельно, поэтому самые квалифицированные на заправке - операторы у кассы. Более того, согласно уставу компании, оператору-заправщику вообще нельзя находиться в торговом зале, даже забежать погреться. Впрочем, иногда операторов-мужчин просят о помощи - 50-литровую канистру с маслом женщине-продавцу не поднять.

КАКОВ ДОХОД КОРОЛЯ БЕНЗОКОЛОНКИ?

С недоумением узнаю, что тарифная ставка заправщика всего около 7 тысяч рублей. Чем же привлекательна его работа?

- Когда меня спрашивают об этом, я предлагаю кандидату на должность самому посчитать заработок, - с лукавством отвечает на мое недоумение Михайлов. - Оператор может рассчитывать на ежемесячную премию за перевыполнение плана - 40% к тарифной ставке. Плюс 13-я зарплата - месячный оклад к концу года, 14-я зарплата - в соответствии с коллективным договором, 15-я зарплата - ко Дню нефтяника.

Это только денежная часть. Каждый оператор получает удобную, современную спецодежду. Дополнительно за вредность работы - молоко. Медицинский полис сотрудника АЗС стоит компании 33 тыс. рублей в год и дает право на бесплатное лечение в стационаре и стоматологическую помощь. За путевку в санаторий под Сочи на 20 отпускных дней сотрудник компании вместо 40 тыс. руб. платит 5200.

- Но и это не все, - словно Якубович в «Поле чудес», продолжает Михайлов. - Дети сотрудника обеспечены подарками к Новому году. А еще мы выплачиваем небольшую премию всем женщинам к 8 Марта, а мужикам - к 23 февраля. И вот когда я рассказал кандидату о том, сколько он будет зарабатывать, я предлагаю ему самому посчитать. И тот, кто считает быстро, чаще всего соглашается. А кто считать не умеет - нам не подойдет…..

Замечу, что в Москве и Подмосковье, а также в северных областях России тарифные ставки операторов АЗС умножаются на районные коэффициенты. В столице ставка оператора выше, чем в Нижнем, в 2-2,5 раза. На то она и столица…

- Так что, если вам угодно, господин корреспондент, - милости просим, - широким жестом направляет меня на работу Михайлов. - Но предупреждаю - стажер оператора должен и метлой уметь управлять. Оператору высокой квалификации мусор убирать не подобает - не царское это дело. А вам, боюсь, придется…

А еще он должен быть готов к 12-часовой рабочей смене, причем часть ее проходит на свежем воздухе - зимой на морозе, летом на жаре (правда, потом двое суток отдыха). Понятно, вдыхать бензиновые пары - вредно для здоровья. Но ведь в любой компании больше всего ценят молодых работников, которые не собираются всю жизнь вставлять заправочный пистолет в бак чужого автомобиля, а хотят учиться, расти по службе. Это - тоже один из корпоративных принципов.

…Что ж, «королем бензоколонки» я, конечно, не стал. Но с ролью принца по найму, похоже, справился.

ПРИНИМАЕМ НА РАБОТУ

Как правило, всем автозаправочным сетям требуются следующие специалисты: операторы АЗС, слесари по ремонту и обслуживанию оборудования, лаборанты химического анализа, а также водители бензовозов.

Начальная зарплата оператора АЗС в крупной сетевой компании - 7-16 тыс. рублей (в зависимости от региона) плюс социальный пакет.

Подпишитесь на «За рулем» в