Наемный принц бензоколонки — журнал За рулем

Наемный принц бензоколонки

Наемный принц бензоколонки

ОТКАЗЫВАЙ, УЛЫБАЯСЬ!

— Браток, дай я заеду! Пока вы сливаетесь — я подожду! — «дальнобой» высовывается из кабины автовоза. На его платформе — десяток «фордов» из Всеволожска. По номерам вижу — тащит их в Казань.

Директор нефтебазы С. Михайлов: «Извольте приступить к работе!».
Директор нефтебазы С. Михайлов: «Извольте приступить к работе!».

И что прикажете делать, если в руках у меня «кирпич»? Жалко мужика, но придется отказать — когда из цистерны сливают в подземные емкости бензин, на площадке АЗС не должно быть машин. Прикидываюсь «мелкой сошкой», улыбаюсь, развожу руками. Старший оператор АЗС потом меня похвалила:

— Правильно вы, товарищ корреспондент, сделали! Порядок — по уставу. А он, как вас в армии учили, — писан кровью!

Зимняя униформа — строго по календарю.
Зимняя униформа — строго по календарю.

Одним словом, автовоз смог заправиться лишь после того, как бензин слили до капли, после чего я убрал территорию —собственными силами и пластиковой метлой. Молодых солдат в советское время заставляли мести плац ломом. На заправке так нельзя — искр там, где есть бензин, быть не должно.

105766

105766АЗС закрыта! Не на обед — время сливать топливо.
АЗС закрыта! Не на обед — время сливать топливо.

Надо сказать, что освоение профессии автозаправщика оказалось самым «бюрократизированным». Во всяком случае, инструктаж перед заступлением на смену занял именно час, как положено. А на изучение инструкций по безопасности работы, оказанию медицинской помощи и противопожарным действиям (каждая — листов тридцать!) ушло еще столько же времени. Все по-честному — как говорится, без скидок на журналистское удостоверение.

Но главное, что я запомнил: каждому клиенту — бесплатную улыбку! Девушкам улыбаться получалось. Дальнобойщикам —с трудом…

Контроль качества — обязательная процедура.
Контроль качества — обязательная процедура.

КОРПОРАТИВНЫЕ ПРИНЦИПЫ

— Простите за нескромность, а какой у вас размер? — поинтересовались у корреспондента «За рулем» в центре общественных связей «ЛУКОЙЛ-Волганефтепродукт». — Если собираетесь работать на нашей станции, мы должны подобрать вам униформу.

Мелочь, скажете вы? Зато сегодня это норма даже для глубинки.

Заправлять — и не забывать улыбаться!
Заправлять — и не забывать улыбаться!

Автозаправочная станция, на которой мне пришлось постигать азы профессии, находилась в паре десятков километров от Нижнего Новгорода. Мы выбрали «ЛУКОЙЛ» просто потому, что эта компания первой в России еще пару лет назад публично объявила о внедрении в своей автозаправочной сети целого ряда корпоративных стандартов, правил и положений. В первую очередь это относилось к системе контроля качества топлива на АЗС, но распространялось и на ассортимент шоколада в фирменном магазине при станции.

«Чистое стекло» — бесплатная услуга в борьбе за клиента.
«Чистое стекло» — бесплатная услуга в борьбе за клиента.

— Просто «сникерсом» в магазине сегодня клиента не привлечешь, — считает директор Нижегородской нефтебазы Сергей Михайлов. — Но правильная, научная раскладка товаров в магазине тоже помогает увеличить доходы.

Впрочем, главное, по мнению специалистов, в нынешней конкурентной борьбе автозаправок — это качество продаваемой продукции. Соответственно — и контроль этого самого качества.

«ЛУКОЙЛ» в этом плане находится в выгодном положении: ведь бензин, произведенный на собственном заводе, перевозится собственным бензовозом и продается на собственной заправке. Естественно, на каждом этапе происходит процедура отбора проб…

КАЧЕСТВО — ЗАЛОГ УСПЕХА

Эта мудреная процедура и стала для меня первым поручением. Вернее, доверили ассистировать старшему оператору —очаровательной с клиентами и строгой с персоналом Елене Волковой.

Вначале нужно забраться на цистерну, убедиться в сохранности фирменной пломбы, набрать в металлический цилиндр литра полтора 92-го, на тросе спустить, не расплескав, вниз, перелить в прозрачную емкость и проверить денсиметром плотность топлива. Затем повторить процедуру с 95-м бензином. Оказывается, цистерна бензовоза бывает разделена на части и в каждой — свой бензин. Емкость, куда бензин сливают, также подвергается контролю. Специальный индикатор определяет наличие в подземной цистерне остатков воды, а если помазать длинный шест реактивом — определяешь заполненность бака. То есть сколько топлива в состоянии принять АЗС. И хотя для этого есть специальные датчики, «шестовой контроль» никто не отменял.

— В задачу старшего оператора входит также заказ бензина и дизтоплива, — поясняет обязанности современной «королевы бензоколонки» Е.Волкова. — Наша заправка находится на трассе с интенсивным движением. За смену обслуживаем до тысячи автомобилей — и легковых, и грузовых. Тут нужно корректировать заказы даже по дням недели: например, в пятницу, когда люди едут за город, потребуется больше 95-го. К тому же «моя» АЗС находится поблизости от коттеджей «Зеленого городка»: именно на этой заправке по пятницам «затаривается» вся нижегородская элита, и любой «прокол» заправщика становится ЧП. А пожаловаться на рядового заправщика проще простого, воспользовавшись круглосуточной «Горячей линией» «ЛУКОЙЛа».

— Мы рассматриваем каждую жалобу клиента, — уверяет сотрудница центра общественных связей Анна Руденко. — Если жалоба касается качества топлива — реагируем моментально. Но и претензии к обслуживанию не остаются незамеченными.

Если жалоба клиента — не каприз, не связана с плохим настроением покупателя, оператор может лишиться части заработка. Оказывается, есть серьезный стимул улыбаться каждому, заехавшему на АЗС.

ТРЕБУЮТСЯ ГРАМОТНЫЕ ИСПОЛНИТЕЛИ

— Нужны ли нам люди? Грамотные специалисты — необходимы, — отвечает на «фирменный» вопрос нашей рубрики Сергей Михайлов. — Но, как вы знаете, поиск толковых специалистов — головная боль любого руководителя.

В сектор розничной торговли «ЛУКОЙЛ-Волганефте-продукт» входят 15 нефтебаз и 258 АЗС, их обслуживают 85 собственных бензовозов. За сутки станции реализуют 1200 тонн нефтепродуктов. В системе розничной торговли, которой командует Михайлов, на 48 АЗС трудится 864 человека.

— Нам бы очень хотелось, чтобы на АЗС приходили выпускники нефтяного техникума. Но они настолько востребованы, что легко находят места на нефтебазах — зарплата там больше, хлопот куда меньше — главное, никаких конфликтов с клиентами.

В огромном хозяйстве всегда требуются следующие специалисты: операторы АЗС, слесари по ремонту и обслуживанию оборудования, лаборанты химического анализа и ряд других профессий, включая водителей бензовозов.

— Любой кандидат попадает в наш Нижегородский центр подготовки кадров, — Сергей Михайлов рассказывает о порядке поступления в штат компании. —Образование минимум среднее. Обучение бесплатное и занимает три недели. Кандидат на должность оператора изучает теорию — как он должен работать. А затем практика под присмотром мастера на одной из заправок. Через неделю новичок получает оценки как за знание теории, так и за ее воплощение в жизнь. Спустя месяц подготовки ему присваивается разряд.

Каждая из крупных российских нефтяных компаний придерживается собственных правил в подборе кадров и, главное, в распределении нагрузки по обслуживанию клиентов. В ТНК-ВР, например, основную работу делают операторы-заправщики: считается, что на ВР клиент может не выходить из автомобиля — оператор сам заправит бак, примет деньги, принесет сдачу. В «ЛУКОЙЛе» клиент платит за бензин самостоятельно, поэтому самые квалифицированные на заправке — операторы у кассы. Более того, согласно уставу компании, оператору-заправщику вообще нельзя находиться в торговом зале, даже забежать погреться. Впрочем, иногда операторов-мужчин просят о помощи — 50-литровую канистру с маслом женщине-продавцу не поднять.

КАКОВ ДОХОД КОРОЛЯ БЕНЗОКОЛОНКИ?

С недоумением узнаю, что тарифная ставка заправщика всего около 7 тысяч рублей. Чем же привлекательна его работа?

— Когда меня спрашивают об этом, я предлагаю кандидату на должность самому посчитать заработок, — с лукавством отвечает на мое недоумение Михайлов. — Оператор может рассчитывать на ежемесячную премию за перевыполнение плана — 40% к тарифной ставке. Плюс 13-я зарплата — месячный оклад к концу года, 14-я зарплата — в соответствии с коллективным договором, 15-я зарплата — ко Дню нефтяника.

Это только денежная часть. Каждый оператор получает удобную, современную спецодежду. Дополнительно за вредность работы — молоко. Медицинский полис сотрудника АЗС стоит компании 33 тыс. рублей в год и дает право на бесплатное лечение в стационаре и стоматологическую помощь. За путевку в санаторий под Сочи на 20 отпускных дней сотрудник компании вместо 40 тыс. руб. платит 5200.

— Но и это не все, — словно Якубович в «Поле чудес», продолжает Михайлов. — Дети сотрудника обеспечены подарками к Новому году. А еще мы выплачиваем небольшую премию всем женщинам к 8 Марта, а мужикам — к 23 февраля. И вот когда я рассказал кандидату о том, сколько он будет зарабатывать, я предлагаю ему самому посчитать. И тот, кто считает быстро, чаще всего соглашается. А кто считать не умеет — нам не подойдет…..

Замечу, что в Москве и Подмосковье, а также в северных областях России тарифные ставки операторов АЗС умножаются на районные коэффициенты. В столице ставка оператора выше, чем в Нижнем, в 2–2,5 раза. На то она и столица…

— Так что, если вам угодно, господин корреспондент, — милости просим, — широким жестом направляет меня на работу Михайлов. — Но предупреждаю — стажер оператора должен и метлой уметь управлять. Оператору высокой квалификации мусор убирать не подобает — не царское это дело. А вам, боюсь, придется…

А еще он должен быть готов к 12-часовой рабочей смене, причем часть ее проходит на свежем воздухе — зимой на морозе, летом на жаре (правда, потом двое суток отдыха). Понятно, вдыхать бензиновые пары — вредно для здоровья. Но ведь в любой компании больше всего ценят молодых работников, которые не собираются всю жизнь вставлять заправочный пистолет в бак чужого автомобиля, а хотят учиться, расти по службе. Это — тоже один из корпоративных принципов.

…Что ж, «королем бензоколонки» я, конечно, не стал. Но с ролью принца по найму, похоже, справился.

ПРИНИМАЕМ НА РАБОТУ

Как правило, всем автозаправочным сетям требуются следующие специалисты: операторы АЗС, слесари по ремонту и обслуживанию оборудования, лаборанты химического анализа, а также водители бензовозов.

Начальная зарплата оператора АЗС в крупной сетевой компании — 7–16 тыс. рублей (в зависимости от региона) плюс социальный пакет.

Понравилась заметка? Подпишись и будешь всегда в курсе!

За рулем на Яндекс.Дзен
Количество просмотров4295
Оцените материал
0:0
Загрузка...