«Хороший товар» из Поднебесной

«Хороший товар» из Поднебесной
Китайские кузова на шведском шасси - модели «Скания-Хайгер А90» и А80 (справа) нацелены на Европу и имеют периодичность обслуживания 60 тыс. км, тогда как «чистокровные» китайские автобусы лишь 10 тыс. км.

Чудные они, эти китайцы. Ну то, что в обед играют в волейбол или в какую-то очень похожую игру, не удивительно, такое и у нас сплошь и рядом. Но чтобы всем цехом организованно улечься на пол и подремать полчасика -такого я еще не видел. Хотя, если вдуматься, вполне логично: дружно отдыхают - дружно работают! По утрам тут хором делают зарядку в парках, а как-то застал даже построение продавцов перед открытием магазина - как в армии! Впрочем, я отвлекся…

Получасовой послеобеденный отдых в сборочном цеху. Рабочие просто укладиваются на циновки на своих рабочих местах...

Один из самых активных китайских игроков на рынке автобусов - компания «Хайгер», получившая недавно крупнейший заказ из России на поставку 400 городских машин в Казань. Интересы «Хайгера» представляет группа «Русбизнесавто», продающая каждый десятый грузовик в России. С ее помощью я и оказался на заводе в Сучжоу, в паре часов езды от Шанхая.

Последовательность сборки необычна - полусобранный каркас кузова ставят на шасси, приваривают недостающие панели...

ОСОБЕННОСТИ КИТАЙСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ

Иду себе по цеху, никого не трогаю. Вокруг суетятся люди, сверкает сварка, летят снопы искр… Позвольте, но летят-то они на … моторы! На пластиковые бачки, на шины! Из-под «скелетов» кузовов выглядывают совсем не технологические, а вполне товарные колеса, мосты, в моторных отсеках стоят двигатели.

.. и лишь потом шпаклюют, грунтуют и красят, прикрыв колеса и некоторые узлы в моторном отсеке.

Сколько приходилось видеть автозаводов, везде кузов сначала полностью сваривают, наносят защитные покрытия, грунтуют-красят и только потом монтируют на шасси (или устанавливают подвески и силовой агрегат, если кузов несущий), а затем «начиняют» салон. На «Хайгере» иначе: полусобранный каркас крепят на шасси (раму с мостами и мотором), приваривают недостающие наружные панели, а затем шпаклюют, грунтуют и красят, наспех прикрыв колеса и некоторые элементы силового агрегата тряпками и газетами. Чтобы не испортить пластик и резину, сушка в термокамере происходит при сравнительно невысокой температуре 80-85°С. Потом уже, само-собой, собирают салон. На все недоуменные вопросы вежливый ответ: «У нас такая технология. Ее используют многие мировые производители». Правда, кто конкретно, так и не сказали.

До высыхания герметика вклеенные стекла удерживают саморезы. Заднемоторный «Хайгер-KLQ6840» для междугороднего сообщения поставляют в Россию: 31 место, размеры 8390х2420х3345 мм, масса снаряженная/полная 7700/10260 кг, двигатель «Камминс» 5,9 л/185 л.с.

Зато мне она знакома до слез - когда-то я подрабатывал ремонтом битых машин, именно так мы их и красили. Конечно, долговечностью покрытие уступало заводскому, но без полной разборки иначе нельзя. Спрашиваете, что дает такая технология на конвейере? Во-первых, пропадает морока с транспортировкой громоздких и легкоуязвимых окрашенных кузовов без шасси. Во-вторых, кузов здесь ставят не на болтах и резиновых подушках, как обычно при наличии мощной рамы, а приваривают к ней - это удобнее делать, пока кузов не окрашен. А долговечность….. В Китае максимальный срок эксплуатации автобуса законодательно ограничен восемью годами, после чего он отправляется в металлолом или… в другую страну.

Автобусы «Хайгер» для внутреннего рынка и экспорта несут разные эмблемы.

СТО АВТОБУСНЫХ ЗАВОДОВ

Завод в Сучжоу довольно новый, построен в 1998 году. Небольшой в сравнении с нашими автогигантами, хотя по мировым меркам полмиллиона квадратных метров цехов, это очень много. А по мощности - 18 тысяч автобусов в год на сумму $3 млрд. - и вовсе занимает второе место в Китае. Опровергая мнение, что в этой стране воюют числом, а не уменьем, скажу, что тут работают лишь две тысячи человек, так что на каждого из них приходится по девять автобусов в год - отличный показатель! Выпускают в основном большие и средние туристические, а также городские автобусы длиной 6-13 м. Говорят, всего 50 серий и 300 (!) различных модификаций - глядя на разношерстную стоянку готовой продукции, где сложно найти две одинаковые машины, в это начинаешь верить.

Компании «Хайгер» принадлежит почти пятая часть внутреннего рынка автобусов, где, как объяснили, ее продукцию продают под маркой «Кинг-Лонг». А «Хайгер» - это экспортный бренд. Но, наверное, иногда его продают и внутри страны, видел на улицах своими глазами… Впрочем, до конца я в этом так и не разобрался - в Китае есть еще несколько самостоятельных "кинг-лонгов" и еще один не менее самостоятельный… «Хайгер», который пишется Haiger.

«Хайгер-KLQ 6720 BL» - один из городских полунизкопольных автобусов для Казани: 33 места (88 всего), размеры 11 460х2480х2900 мм, масса снаряженная/полная 9900/1 6 500 кг, двигатель «Камминс», 8,9 л/ 280 л.с. Цена 2,4 млн. руб.

Что касается внутреннего рынка автобусов - он просто гигантский, не в последнюю очередь благодаря восьмилетнему циклу обновления. Только крупных машин длиной более 7 м здесь продают 100 тысяч в год, а вместе со всякой «мелочью» набирается до полумиллиона! Всего же в Китае более сотни (!) автобусных производств, но лишь шесть крупных компаний имеют годовой объем больше 5 тыс. машин.

На внутренний рынок малые автобусы идут с одной дверью, этот двухдверный 24-местный «Хайгер-KLQ 6720 BL» - для России: размеры 7480х2370х3020 мм, масса снаряженная/полная 6100/8365 кг, двигатель «Камминс» 3,9 л/140 л.с., цена 1,2 млн. руб.

ЗАГРАНИЦА ИМ ПОМОЖЕТ?

Больше 20% выпуска «хайгеров», или $80 млн. в денежном выражении, идет на экспорт, обширная география которого включает три десятка стран: Италия, Румыния, Таиланд, Малайзия, Марокко, Катар, другие страны Восточной Европы и Среднего Востока, а теперь и Россия. Кузова «Хайгер» поставляют даже в США - в 2007-м отправлена сотня штук, там их смонтировали на шасси «Фрейтлайнер». Ведь надежность машины определяют, в первую очередь, двигатель, коробка, мосты и другие сложные агрегаты. Китайцы здесь пока в роли догоняющих. Множество предприятий с различной формой участия зарубежных фирм, а то и вовсе без их участия выпускают моторы «Камминс» и «Исудзу», коробки и рулевое управление ZF, мосты «Дана», компоненты «Бош», отопители «Вебасто» и многое другое. Производители клянутся в высоком качестве своей продукции, но до оригиналов она, видимо, дотягивает не всегда.

Испытания на опрокидывание флагманский «Хайгер-KLQ 6129» прошел успешно, деформация кузова минимальна. Эту модель продают в России: 47 мест, размеры 12 000х2500х3700 мм, масса снаряженная/полная 13 400/18 000 кг, двигатель «Камминс» 8,3 л/300 л.с., цена 4

Да и обслуживание через каждые 8-10 тыс. км приемлемо лишь в Китае с его дешевой рабочей силой, но в стране, где нормочас работы механика стоит полсотни долларов или евро, а не юаней, это просто разорительно. Возможно, именно поэтому в марте 2007 года был подписан договор со «Сканией» о сборке сотни автобусов с китайским кузовом, шведским шасси и вполне европейским интервалом обслуживания - 60 тыс. км. Так что прицел на Старый Свет вполне очевиден.

Китайцы интенсивно рвутся на внешние рынки, понимая, что это дает не только твердую валюту, но и передовые технологии, высокое качество товара, соответствие мировым нормам. Например, «Хайгер» впервые в Китае провел испытания на опрокидывание по Правилам № 66.00 ЕЭК ООН -деформации кузова туристического лайнера KLQ 6129 оказались минимальными. В планах компании довести к 2011 году долю экспорта до 50% - значительная его часть придется на Россию. Кстати, «Хайгер» на китайском означает «хороший товар». Насколько он хорош, узнаем уже скоро.

ТРЕТЬ ЭКСПОРТА - В РОССИЮ

В 2007 году в Россию отправлено 1200 автобусов «Хайгер» семи различных моделей, что составило треть экспортной программы компании. Понятно, что наш рынок рассматривается в числе приоритетных и адаптации машин уделяют серьезное внимание. Список изменений (64 позиции) касается, в основном, подготовки к эксплуатации в условиях низких температур: применены более морозостойкие резина и пластик, установлены электроподогрев двигателя, автономный отопитель (на заказ), улучшена теплоизоляция кузова, увеличена мощность и количество «печек». Кроме того, с учетом противогололедной обработки зимних дорог многие узлы и элементы, в том числе электрооборудования, смонтированы повыше, а шасси дополнительно защищено парафиновым антикором.

Базовая гарантия - два года или 50 тыс. км; возможна ее коррекция в зависимости от условий эксплуатации и периодичности обслуживания - предусмотрены варианты периодичности ТО от 8 до 15 тыс. км. Как и другая крупная автотехника, из Китая в Россию «хайгеры» идут своим ходом 9-10 тыс. км, а первое после обкатки обслуживание проходят в Челябинске или Новосибирске.

Подпишитесь на «За рулем» в