По-взрослому

По-взрослому

Прошел год, как российских водителей обязали использовать детские кресла. В корне ситуация не изменилась, но постепенное понимание необходимости нововведения приходит. Все больше молодых родителей серьезно относятся к безопасности своих чад. Факты упрямы и очень убедительны: детское кресло в десять раз (!) снижает риск травмировать ребенка в аварии и в четыре раза - вероятность его гибели. Недавно в Канаде произошел уникальный случай - при катастрофе легкомоторного самолета «Сессна-172» уцелела лишь трехлетняя девочка… сидевшая в детском автомобильном кресле!

[caption id="attachment_" align="aligncenter" width="150" caption=""] [/caption]НЕОБХОДИМЫЙ МИНИМУМ

Сегодня в Европе действуют две редакции Правил ЕСЕ R44, регламентирующих требования к детским креслам. Более мягкая (44/03) сохранит силу до конца 2008 года; она предписывает испытания при фронтальном соударении на скорости 36 км/ч. По более жесткой норме (44/04), которая станет обязательной с начала 2009 года, скорость увеличена до 50 км/ч - энергия соударения при этом возрастает почти вдвое. Однако перегрузки возросли не столь сильно -с 33 до 35 g. Ведь с точки зрения травматизма важна не только пиковая величина нагрузки, но и время действия. Его увеличили в 1,3 раза, удлинив дистанцию торможения - кузов машины с установленным в нем детским креслом ударяется теперь в более длинный гидроамортизатор. При этом предельно допустимые перегрузки для груди 55 g и позвоночника 30 g остались прежними, а для головы снижены c 80 до 60 g.

[caption id="attachment_" align="aligncenter" width="150" caption=""] [/caption]ТЕСТИРУЕТ АDAC

Чтобы определить запас, с которым кресла преодолевают планку обязательных требований, применяют еще более жесткую методику - лобовой удар на скорости 64 км/ч дополнен не предусмотренным сертификацией боковым при 50 км/ч. Каждое сиденье проверяют с манекенами минимальной и максимальной для данной группы массы в положениях для бодрствования и отдыха.

[caption id="attachment_" align="aligncenter" width="150" caption=""] [/caption]Общую оценку дают на основании баллов за безопасность и за удобство пользования. Последнее очень важно - в некоторых случаях родители допускают до 90% ошибок! Комфортабельность и легкость ухода на общую оценку не влияют, но важны при выборе.

Оценки выставляются по пятибалльной шкале: 5 - отлично, настоятельно рекомендуется; 4 - хорошие рекомендации: 3 - рекомендовано; 2 - рекомендовано при отсутствии моделей с более высокими оценками (минимально допустимый уровень безопасности по методике ADAC); 1 -не рекомендовано (кресло не выдержало испытаний). Повторим: все кресла прошли обязательные сертификационные испытания, а оценки показывают степень превышения минимальных требований или, если хотите, запас прочности, что может понадобиться в реальной аварии, которая подчас куда жестче тестов.

[caption id="attachment_" align="aligncenter" width="150" caption=""] [/caption]Учитывая, что большинство образцов зарабатывают четверки, немцы решили усовершенствовать методику испытаний и оценки. Использовали манекены, имеющие большее сходство с телом ребенка, более тщательному анализу подвергли перегрузки, действующие на голову при фронтальном ударе. Соответственно изменились результаты некоторых кресел, испытанных в более ранних тестах. По этой причине некорректно прямое сравнение результатов нынешнего и прошлогодних тестов (ЗР, 2007, № 3). Напомним, что каждое кресло проходит испытания с четырьмя типами кузовов.

РЕЗУЛЬТАТЫ

В нынешнем тесте проверили три десятка кресел, 27 из которых продают в России. Единственное, показавшее отличный результат - MAXI COSI Cabriofix EasyFix с системой крепления «изофикс». Преимущество последней - не только отличная фиксация в машине, но и минимальная возможность ошибок. К слову, многие кресла можно использовать как с жестким креплением к кузову, так и с креплением штатными ремнями автомобиля (цена и масса платформ «изофикс» в таблице приплюсованы к данным соответствующих кресел). Тесты проводили с креплением «изофикс», в других случаях результат хуже. Абсолютное большинство моделей получили четверки и тройки и вполне надежны. Среди рекомендованных с оговорками двоечников - десятилетнее RECARO Start (тройка в тестах предыдущих лет) и CHICCO Max-3s. Единственная единица у TEAMTEX Newfix SP группы 1/2/3 - это кресло излишне универсально.

Общая тенденция - модели с узким возрастным диапазоном более безопасны, чем универсальные. Например, в группе 0+ почти сплошь хорошисты (в том числе единственная пятерка), в группе 1 четверки и тройки пополам, в группе 0+/1 только тройки, а в наиболее широкой 1/2/3 средняя оценка - двойка. Стабильные четверки вновь появляются лишь в группе 2/3 - действительно универсальна здесь одна подушка, а съемная спинка используется только при перевозке детей второй группы.

В таблице приведены примерные минимальные российские цены без дополнительных аксессуаров. И все равно они в среднем на 20-30% выше немецких! При этом высокая стоимость не является гарантией качества - не представленное в России американское кресло AKTA GRACO Duologic с заоблачной ценой 500 евро получило лишь тройку. Тем не менее подобрать более безопасную модель вероятнее среди дорогих. Перед покупкой обязательно убедитесь, что ребенку комфортно в кресле - самая безопасная, но неудобная модель, скорее всего, будет ездить в багажнике бесполезным грузом.

Детское кресло в десять раз снижает риск травмировать ребенка в аварии и в четыре раза - вероятность его гибели.

Подпишитесь на «За рулем» в