Не просто кольцо

Не просто кольцо

Легкостью переключения передач, без древних ухищрений типа двойного выжима или перегазовки, мы обязаны небольшим, обычно латунным деталькам, спрятавшимся глубоко в недрах коробки передач - синхронизаторам. Несмотря на кажущуюся простоту этих колечек, к ним предъявляют довольно жесткие требования по стабильности коэффициента трения. Ведь именно на трении основана их работа. Известно, например, что «неправильное» масло, залитое в коробку, прежде всего скажется именно на легкости переключения. Владельцам «восьмерок-девяток» хорошо знакома эта проблема.

Для вкладышей используют различные материалы: слева -латунь, справа - фенолформаль-дегидный пластик.

Поверхность синхронизатора обычно покрывают тонким слоем керамики, молибдена или карбона, который в ходе сложного технологического процесса намертво соединяется с основой. Именно технология нанесения ограничивает выбор фрикционного материала: зачастую коэффициент трения у него подходящий, а нанести - не получается.

Новые синхронизаторы стали сборными: фрикционные «подушечки» вкладывают в окна колец.

Фирма Schaeffler разработала кольца, у которых фрикционные элементы только вложены в гнезда, подобно шарикам подшипника в сепараторе. И теперь можно выбирать чуть ли не любой материал - хоть пластик. При этом снижается общая масса синхронизатора, не нужны канавки, удерживающие масло. А само кольцо разумнее делать из дешевой стали вместо дорогой латуни.

Подпишитесь на «За рулем» в