Назад к истокам

Назад к истокам

Сто лет назад автомобили делали из железа, дерева и кожи - никакого пластика и прочего химического безобразия! Постепенно, к 70-м годам, человечество окончательно встало на путь химического "прогресса" и стало отделывать внутренности машин вонючей пластмассой, вытеснившей натуральные материалы. Правда, делали это не без робости. Помните "шестерку"? Щиток панели приборов и "торпеда" когда-то были обклеены пленкой "под дерево". К 90-м удешевление достигло кульминации: даже пленка исчезла - остался только унылый черный пластик.

Купил я три года назад новую "шестерку". Через пару месяцев терпеть пластик сил не осталось, и я отправился на строительный базар в поисках нужного материала. Пленку-самоклейку сразу исключил из конкурсного списка - никаких полумер! Вначале купил декоративные тисненые рейки из тонкой фанеры красноватого оттенка. Отлакировал даже и уже хотел было приделать, да брат отговорил. Умница. Смотрелось бы явно по-колхозному. Подумали, посовещались... Что может быть лучше шпона? Решено. Но достать его оказалось не так уж и просто. Только через неделю на одном из рынков смог купить рулон дубового шпона. Да и тот - последний.

Начали с бардачка - там внизу такой узенький "бордюрчик" есть. Взяли рейку такой же ширины, отшкурили фасочку - рейка стала выпуклой. Аккуратно приклеили шпон "Моментом", обрезали лишнее - "дубовый" бордюрчик готов! Настала очередь полировки (в этом деле главное - не увлекаться, чтобы до дыр не прошкурить). Как оказалось, самое сложное - покрыть готовое изделие лаком. Очень кстати в шкафу обнаружилась бутылка паркетного лака. Им и намазали, обычной кисточкой. Сначала получилось не очень красиво: из щелей в шпоне полезли пузырьки, да так и засохли. Делать нечего: шкурим, снова покрываем лаком, сутки ждем. Потом по новой. В общем, более-менее приемлемый результат получился только на пятом слое. Ошибку поняли позже: шпон куда пористей древесины. Тогда лак развели пожиже - он легко проник в поры, и дело пошло. Потом разгладили с помощью автомобильного "дворника". Получилось здорово: желтоватый, почти прозрачный лак облагородил серый шпон, проявил текстуру. Рейка сделала нижнюю часть бардачка выпуклой, эффектной.

В принципе, можно обойтись и без рейки - наклеить шпон прямо на штатную панель. Правда, смотреться будет по-другому - но... кому как нравится. Некоторым и дуб может показаться скучноватым. Что ж, шпонов разных навалом - красного дерева, ореха, березы... Кроме того, есть многочисленные пропитки, морилки и пр., которые придают нужный оттенок. Мы потом немного поэкспериментировали с цветом, мне очень понравилось работать немецкими пропитками Dufatex.

Окрыленные результатом, решили продолжить. Теперь замахнулись на приборный щиток. Но как клеить к нему шпон, сперва не могли сообразить. Понятно, что без всяких там реек, и что щиток все-таки придется снимать.

Благодаря "Моменту" удалось избежать сложной процедуры сушки под прессом, который должен был прижимать шпон сразу в двух плоскостях. Мы просто сначала прижали верхнюю часть, потом нижнюю. Все! Лишний шпон по краям и в отверстиях панели обрезали острым скальпелем. Это очень ответственная процедура - если отрезать хоть на миллиметр лишнего, придется переклеивать. Аккуратность превыше всего, а то вся работа - насмарку. Небольшой штрих: торцы на вырезах под приборы старательно покрасили черной краской: здесь срез будет виден. Осталось покрыть лаком.

Для того, чтобы поставить щиток на место, пришлось присоединить клеммы, надевать приборы. Проковырялся я с непривычки часа полтора (с перекурами), покорябав пальцами в одном месте плохо застывший лак. Эх, надо было подождать еще денек, пока совсем не засохнет, да невтерпеж было. Пришлось подмазывать.

Наконец водительское место засияло во всей красе! В салоне как-то так уютно сразу стало, тепло. Напоследок по обкатанной технологии изготовили из фанеры вставку на руль, а старый, пластмассовый с эмблемой ВАЗа выкинули. Стало совсем хорошо. Теперь своей очереди (все никак руки не дойдут) ждут подлокотники.

Подпишитесь на «За рулем» в