Капитальные приписки

Капитальные приписки

Двигатель не вечен - рано или поздно владельцу приходится раскошеливаться на ремонт! Когда-то, при дефиците автомобилей, с этим «горем» сталкивался почти каждый - ибо ездили, что называется, до победного конца. Нынче картина другая: те, кому позволяет личная экономика, «бэушный» автомобиль стараются вовремя продать. Новый владелец позже поступит так же. Конечно, «крайний» в этой цепочке все равно окажется перед мучительным выбором - сдать авто в утиль или ремонтировать. Таких машин на наших дорогах миллионы, - ведь народ в среднем живет бедно.

Без измерений видно, что отверстие в направляющей втулке изношено, разбито - выглядит овальным. Имея такую свободу, клапан садится в седло «как ему удобней», не обеспечивая требуемой компрессии.

Есть у этой медали одна грустная сторона. Прежде считалось престижным хорошо знать автомобиль - на любом заводе, фабрике и т.д. знатоки-консультанты были в большом почете, остальные на них равнялись. Нынче ценится другое… - во всяком случае, не технические знания. Это хорошо поняли мы, ремонтники, - все чаще к нам попадают машины, совершенно «убитые» владельцами, ведь и самый простой авто нуждается в элементарном внимании.

Эта пружина никак «не тянет» на роль отработавшей восемь тысяч километров. Специфические потертости, да и осадка говорят о куда более долгой трудовой жизни!

Конечно, снижение мощности чувствует всякий, кому поведение машины небезразлично. Так же любой заметит провалы в работе двигателя, рывки, посторонние шумы, вибрации. А вот выросший расход топлива и масла, изменившийся тепловой режим кто-то осознает не сразу.

Тем приятней, что есть еще люди, не чурающиеся техники. А если это еще и дамы, коих отчего-то принято считать чуждыми «железякам», приятней вдвойне.

Виновник потери компрессии в первом цилиндре - выпускной клапан с частично разрушенной тарелкой. Видна привалочная плоскость головки с хаотичными рисками. Признаков фрезерования нет и в помине.

О своей «девятке» молодая владелица пеклась, как о живом существе, - с ее работой без машины никак. Но время всесильно. К 200 тыс. км упала мощность, вырос расход бензина, канистру масла и свечи хозяйка уже привычно возила с собой, но известно, что и агонии когда-нибудь приходит конец! Катя обратилась в авторитетный, еще с советских времен, сервис. Знакомый мастер по-отечески шепнул: «Пробег большой - пока чего не вышло, мотор надо «капиталить». А то, не приведи господь, стуканет!» Уже через два дня машина была готова. А неделей позже хозяйка, по привычке глянув на щуп, ахнула: масла в двигателе нет! Долила. Но спустя неделю картина повторилась. Катя - в сервис. Там успокоили: вот приработается мотор - и масло есть перестанет.

Минуло два месяца. Улучшений в работе мотора не наблюдалось: за восемь тысяч километров он израсходовал 10 литров масла! Катя в конце концов надоела мастерам, и те вынесли приговор: «Вы, мадам, ездить не умеете! Ремень ГРМ наполовину съеден, а угар масла только из-за того, что вы эксплуатируете машину неправильно. Мы лишаем вас гарантии, а ремень и колпачки можем заменить за ваш счет».

Что делать? Детали заменили, Катя заплатила. Но запас масла в багажнике возила, как и прежде. У этой предыстории лишь один плюс: столкнувшись с таким «сервисом», клиенты быстро умнеют - и больше туда ни ногой. Наука выживания!

Возле наших боксов «девятка» троила безбожно, синий дым с привкусом масла заволок округу. Проверяем компрессию в цилиндрах: в первом - ноль! В остальных плохая - 8-9 кгс/см2, но они все же работали. Свечи в масле… Ну как тут не заглянуть в заказ-наряд «фирмы», который обманутая владелица возила с собой. Ремонт обошелся в 29 489 руб. 40 коп.! Напомню: новый двигатель в солидном московском магазине стоит 29 500 руб., а его установка - примерно 3600 руб.

Как же «заработали» мастера эту сумму? Расточку блока цилиндров, фрезеровку плоскости головки, шлифовку коленвала оценили в 8220 рублей. Ну-ка, посчитаем: трудоемкость этих работ по нормативам ВАЗа - 8,12 нормочаса. Стоимость одного н/ч на этой СТО - 450 руб. Получается 3654 руб.!

Дальше: если блок растачивали, то как могли забыть о поршнях? Коленвал шлифовали? Где в списке запчастей вкладыши? И как попал сюда маслонасос, один из самых долговечных узлов? Ни одной детали Катя, между прочим, не покупала, мастера колдовали сами.

Снимаем головку: на плоскости хаотичные риски, будто «шкурили» вручную. Никаких признаков фрезеровки! Клапаны болтаются в направляющих, отверстия во втулках разбиты, седла предельно изношены - овальные следы клапанов видны невооруженным глазом. А по бумаге, которая все терпит, тут новые втулки, клапаны, седла, пружины!

В цилиндрах нет и намека на платохонингование. Глубокие, неровные риски, на ощупь неприятно шероховатые. Видать, «растачивали» на коленке. Размеры - это уже особая песня. Дело в том, что новый поршень диаметром 82,4 мм класса «А» вошел бы в самый «полный» цилиндр с зазором 0,02 мм, а в самый «худой» встать просто не мог - тут натяг в сотку! Как же мотор работал? Очень просто: цилиндры шлифовали под изношенные поршни, а этого добра на задворках многих СТО просто завались: ушлые мастера приберегают железяки для случаев, подобных описанному. Взять деньги за вторсырье постеснялись. Или просто забыли приписать еще одну «бумажную» работу.

Зато вот коленвал!.. Шейки в порядке, вкладыши родные! За какую же «шлифовку» взяли 2400 рублей? И, кстати, где новый маслонасос? Мы увидели старый, но еще очень бодрый, - давление в системе нормальное. Пора посчитать убытки. Статьи УК пусть считает прокурор, такие суммы - уже не мелкое мошенничество.

Итак, работы на сумму 7920 руб. не выполнены, объемы части работ завышены на сумму 2100 руб., приписки по запчастям составили 1417 руб. В итоге хозяйку «развели» на 11 437 руб., при этом выдали неисправный автомобиль!

Увы, пока автовладельцы не научатся защищать свои права и добиваться возмещения хотя бы прямых убытков, жулики будут процветать.

Когда стоимость ремонта достигает стоимости нового мотора, поневоле заинтересуешься технологией «мастеров».

Подпишитесь на «За рулем» в