«За рулем» – 80. Мы были первыми

«За рулем» – 80. Мы были первыми

Кто может – пусть сделает лучше

Без соперничества мир не интересен. Один чемпион на все времена, один товар без альтернативы, одна информационная программа по телевизору… Фу, как пресно!

В 1994-м пресный этап в жизни страны уже миновал. Не в последнюю очередь – в автомобильной сфере. В Россию вовсю повезли иномарки, и обеспеченный человек мог выбирать не из одной-двух моделей, как раньше, а из десятка, если не сотни. Москва уже принимала международные автомобильные выставки, где представляли и совсем новые машины: одна другой краше и лучше. А какая самая лучшая? Поди разберись…Чтобы ответить на этот вопрос и тем самым подчеркнуть элемент соперничества, журнал «За рулем» учредил свой Гран-при.

На обложке августовского номера ЗР, который вышел 13 с половиной лет назад, впервые красовался Пегас в окружении десяти новейших моделей-претендентов на Гран-при. Тогда же мы сформулировали правила: «Лучший – технически совершенный, конструктивно оригинальный и технологически рациональный автомобиль… Важно, чтобы машина по конструкции являлась передовой и, кроме того, была официально впервые представлена в нашей стране». Так «За рулем» стал организатором автомобильного конкурса всероссийского масштаба, получившего и международное признание.

БМВ 7-й серии и «Мерседес-Бенц» Е-класса, «Тойота-Королла» и «Ниссан-Примера», «Хендай-Соната» и «Фольксваген-Пассат» в разные годы получали Гран-при «За рулем». А какие жаркие споры разгорались на заседаниях жюри – редколлегии журнала! Ознакомившись с выставкой, мы собирались в кабинете главного редактора и до позднего вечера убеждали друг друга в тех или иных достоинствах конкурентов, выбирая лучшего.

В 2001 году в дополнение к «Лучшему автомобилю» редакция предложила еще две номинации: «Прорыв года» и «Доверие потребителя». В первой судьями выступали известные стране люди – политики, журналисты, общественные деятели. Они называли самую отличившуюся компанию – «автора» наиболее яркого события. Вторую, как следует из названия, мы доверили судить потребителям, которые заполняли анкеты в журнале, называя лучшие марки автомобильных товаров. Это был первый шаг к серьезной модернизации Гран-при, последовавшей в 2005-м…

Тут уместно небольшое отступление. Все автомобильные конкурсы можно разделить на два типа: одни судят профессионалы, объединяясь в жюри; в других победителя выбирают те, ради кого конкурсы и проводят - будущие покупатели автомобилей. Побывав в роли судей, редакция «За рулем» решила полностью передать эту функцию своим читателям. Гран-при уже получил признание, теперь требовалось развитие - и мы «отпустили» любимое дитя в мир. Иначе под родительской опекой Большой приз не мог рассчитывать на всеобъемлющий охват и истинную объективность. Теперь, когда число судей увеличивалось в тысячу (!) раз, конкурс приобретал статус действительно народного, каким мы и представляем себе продукт под маркой «За рулем». Редакция всегда очень ответственно относилась к мнению своей аудитории (в этом, если хотите, «секрет» популярности издания) - и такой шаг навстречу читателям был предопределен.

По новому сценарию «Гран-при «За рулем» лучшему автомобилю» действует уже три года. И этой публикацией мы, как нетрудно догадаться, приглашаем жюри начать работу в четвертый раз. Весь автомобильный рынок России будет представлен в каталоге, который читатели получат с апрельским номером журнала. Машины в нем разделены на восемь классов, и судьям (а их, по нашим прогнозам, вновь наберется около 40 тысяч - самая активная, самая подготовленная часть нашей аудитории) мы предложим претендентов, среди которых с помощью таблицы баллов надо будет выбрать лучших - тех, кто обретет золотых пегасов на международном российском автосалоне в августе 2008-го.

Как и во все предыдущие годы, их удостоятся автомобили технически совершенные, конструктивно оригинальные, технологически рациональные. А на постаментах золотых пегасов уже пятнадцатый год будет высечен девиз Гран-при: «Кто может - пусть сделает лучше!».

Мои пятьсот

Поздравляю коллектив любимого журнала с Новым годом, пусть вам во всем сопутствует удача! В январе исполнилось 35 лет, как я связал себя с «За рулем». В журнале (ЗР, 2003, № 11) уже было мое фото. Там возле 401-го «Москвича» (ему посвящалась моя статья) стоит маленький мальчик. Это я, семилетний. Именно тогда, в 1968 году, я впервые увидел «За рулем», а с двенадцати лет уже с ним не расставался. Читал взахлеб, вникал в то, что мог понять, собирал все номера. Позже сам начал делиться опытом. Первый мой совет («Герметичность восстановлена») был напечатан в 1976 году. В редакции, конечно, не догадывались, что автору 15 лет.

Позже окончил тбилисский политех, с 1987 года стал автовладельцем - купил «Москвич-2140». Перечислить все, что отремонтировано, переделано, усовершенствовано с помощью журнала, просто невозможно. К вашему 80-летию у меня будет собрано уже 500 номеров. Я настолько сжился с «За рулем», что не представляю, как можно без него! Вы, думаю, меня поймете. Часто вспоминаю слова Игоря Масленникова -автора фильма «Гонщики», которые я процитировал в своем давнем школьном сочинении: «Для одних автомобиль -это лишь средство передвижения, а для других - целый мир, наполненный поэзией, страстью, драматизмом». Все это я отношу к журналу «За рулем». С волнением и трепетом жду каждый номер, чтобы уйти в него, окунуться в мир техники, снять стресс, получить положительные эмоции. За все тебя благодарю, мой журнал.

Михаил Данилов, Тбилиси

Борис Иванович Кузнецов

На 94-м году ушел из жизни Борис Иванович Кузнецов - первый главный редактор «За рулем» после возобновления издания, прерванного войной. Фронтовик, к тому времени полковник, кандидат исторических наук, он с жаром взялся за новое для себя дело, осваивал его в гуще автомобильной жизни. Его можно было увидеть в КБ заводов, автохозяйствах, автошколах, встретить на автогонках и автопробегах. Писал он обо всем остро, не боясь конфликтов.

В активном общении с читателями сложилось его представление о массовом издании для тех, кто за рулем, и он обратился в ЦК КПСС с предложением передать журнал из ДОСААФ в другие руки. Такое тогда не прощалось, и ему пришлось оставить «За рулем». Потом он долго работал в Институте военной истории, подготовив около тысячи публикаций, как он говорил, «по зарулевским канонам точности, достоверности, ясности изложения». Свою работу в журнале считал взлетом в жизни. На исходе ее он полностью потерял зрение - результат трех контузий и ранения.

Имя Бориса Иванович Кузнецова останется в истории нашего журнала.

"За рулем" - 80: более подробно

Подпишитесь на «За рулем» в