Главное дело

Главное дело

Уже в десять лет он твердо решил стать автомобильным конструктором, и после школы поступил в МАМИ. Тема диплома - гидромеханическая трансмиссия для "Москвича". Однако трудиться пришлось не на московском автозаводе, а на УАЗе, в конструкторском бюро. Занимался секретным по тем временам проектом - автомобилем UAZ 469/">УАЗ 469, который еще только зарождался. Потом - ведущий конструктор моделей УАЗ-451 и 452. Колесные редукторы с внутренним зацеплением сегодняшних "военных" УАЗов - его разработка. Через четыре года - аспирантура МАМИ, кандидатская по ставшей на УАЗе родной теме: влияние конструкции подвески на увод и износ шин, потом - преподавание в родном институте.

Через десять лет судьбу вновь определил случай. В 1975 году Мирзоев встретился с однокашником по институту Маратом Фаршатовым, в то время техническим директором ВАЗа. Тот и предложил ему должность главного конструктора.

Георгий вновь оказался на конструкторском поприще. И сразу в гуще событий - производство "Нивы", модернизация "Жигулей".

Особенно "отложилось" создание переднеприводного автомобиля. Множество технических проблем не шли ни в какое сравнение с психологическими. Очень многие переднему приводу не доверяли. Mini One/"> Mini One/">Mini Onenbsp;тр автопрома Поляков даже заставил Мирзоева писать расписку в том, что VAZ 2108/">ВАЗ 2108 - автомобиль перспективный. Вызвали в ЦК КПСС: один из "грамотных" партийных вспомнил историю военных лет, когда трофейный переднеприводник завяз в пашне - и его расстреляли немецкие танки. А посему партиец написал письмо Брежневу: дескать, создание переднеприводного автомобиля в СССР - вражьи происки, а Мирзоев - враг народа. Тому пришлось срочно лететь в Москву и объясняться... Выяснилось, что передняя ось у той трофейной машины была вынесена далеко вперед, а грузили ее как заднеприводную - задок был явно перегружен...

В общем, рождение "восьмерки" было мучительным. Может, именно поэтому она - любимое дитя Мирзоева. А потом уж были "десятки" и участие в создании научно-технического центра.

Ныне Георгий Константинович - советник вице-президента АВТОВАЗа по развитию. Но конструкторскую работу не оставляет. Новая тема - транспортные средства на топливных элементах. Говорит, что вновь чувствует себя тем молодым инженером, которого на УАЗе жизнь бросила в водоворот самообучения. Тема интересная, но для нашей страны с очень уж дальней перспективой. Нужно ли ею заниматься?

В ответ Георгий Константинович рассказал притчу: "Внук спросил деда, только что посадившего яблоню: "Зачем, ведь тебе до ее плодов не дожить?" Дед ответил: "Зато ты полакомишься..."

Подпишитесь на «За рулем» в