Автомобиль навсегда

Автомобиль навсегда

— «За рулем» отмечает 80-летие. Не могли бы вы, как дизайнер одной из ведущих марок, охарактеризовать этапы развития автомобиля за этот период?

— Появление автомобиля внешне прошло незаметно: скорее это был переход от конной тяги к моторной. Самобеглая повозка заимствовала атрибуты у разных отраслей и ремесел: дверные ручки и двери поставляли столяры, осветительные приборы перекочевали с карет, кресла пришли из салонов и гостиных. Затем начался период интеграции разрозненных элементов в автомобиль. Отделенные от кузова крылья постепенно срастаются с ним. Невероятные изменения происходят с ветровым стеклом, оно участвует в формировании внешнего вида машины. Стекло режут на две-три части, к середине 50-х годов оно прихотливо изгибается по желанию создателей.

Проект автомобиля 2000 года г-нЛеКеман представил в 1972-м. Любопытно, что навигатор стал реальностью; правда, информацию современные устройства получают со спутника, а не от дороги.
Проект автомобиля 2000 года г-нЛеКеман представил в 1972-м. Любопытно, что навигатор стал реальностью; правда, информацию современные устройства получают со спутника, а не от дороги.

Автомобиль сформировался как единое целое к 70-м годам прошлого века, когда в кузов интегрировался и бампер. Впервые это сделано на модели «Рено-5». Ручки спрятались в дверцы или вовсе исчезли, в обводы вписались указатели поворотов и фары.

Третий важный этап — изменение архитектуры автомобиля. В начале прошлого века больше всего места занимал мотор — он был главным, салон пропорционально меньше. Постепенно соотношение менялось в пользу пассажиров.

Первые автомобили по аэродинамике сравнимы с кирпичом. Интеграция элементов привела к тому, что автомобиль стал легче проникать в пространство.

В 70-е годы я участвовал в конкурсе на видение автомобиля 2000 года. Но первые рисунки автомобиля 2000 года относятся к 80-м годам века ХIХ, когда создавалась Эйфелева башня, готовилась всемирная выставка. Угадать развитие идеи автомобиля можно, но нельзя предугадать его стиль, который жестко увязан со временем. Я подумал о навигации, но не о системе GPS. Моя навигация была привязана не к спутникам, а к дороге, точнее, к отбойнику, идущему вдоль автострады.

Сейчас у меня над будущим работает группа молодых дизайнеров, куда вошли француз, испанец и русский. Они увлеченно трудятся, и еще — им не мешают люди из маркетинга.

— Назовите три, на ваш взгляд, наиболее выдающихся автомобиля прошлого и три ваших любимых проекта.

— «Феррари-250GT» — настоящее произведение искусства, автомобиль-миф, воплощение сконцентрированной энергии. Кузов из алюминия, прекрасное соотношение веса и мощности. Любой дизайнер позавидует! «Мини» Иссигониса — уникальный с точки зрения архитектуры: поперечный мотор произвел революцию. «Ситроен DS 19» — когда я впервые увидел эту машину, понял, что она и есть будущее. Это был какой-то неопознанный летающий объект.

Среди собственных разработок мне дороги, во-первых, кабина грузовика «Форд» 1981 года. Мне удалось ввести новый элемент — низкое боковое стекло двери, чтобы видеть передний нижний край машины. Впоследствии моей находкой воспользовались все производители, включая и «Рено».

Во-вторых, «Твинго» — автомобиль во многом новаторский, который был доброжелательно встречен и прожил на конвейере долгую жизнь. И третий — «Рено-Спайдер». До сих пор сожалею, что не купил его, автомобиль считается ныне коллекционным.

— Вы — создатель первого компактного мини-вэна «Сценик». Как рождаются идеи новых видов автомобилей?

— Все выглядит довольно прозаично. Когда появился концепт «Меган», у меня возникли предложения по развитию модели. В письме руководству я изложил видение автомобиля, который был бы таким же, как «Эспас», по архитектуре, но заметно меньше и дешевле. Когда делали концепт, уделяли главное внимание интерьеру. Например, каждому из задних пассажиров предложили свое кресло. Моя жена рассказывала мне, что после войны у них в семье появился «Ситроен-Де шво». Детей было трое. Перед выездом в деревню дети занимали места за час: никому не хотелось сидеть зажатым в центре. Вот так и рождаются идеи: нужно внимательно наблюдать за людьми, за тем, как они живут.

— Что ждет автомобиль в будущем: он не исчезнет из обихода?

— Необходимость в личном средстве транспорта будет всегда. Главное качество автомобиля — способность доставить человека от двери до двери. Пусть велосипед — это здоровье, чистый воздух и прочее, но всегда найдутся люди, кому не захочется крутить педали при —25°С или кому в 70 лет это слишком трудно. Конечно, новаторы предложат не одно, а несколько решений. Но автомобиль с компактным двигателем без выхлопа останется. Его масса может снизиться многократно, но сам он не исчезнет.

— Ваше мнение о передвижных модулях с электродвигателями, которых так много показали на последней выставке в Токио? Это машины будущего?

— У нас был в 1994 году схожий проект городского автомобиля, в котором люди сидели один за другим. В том, что таким индивидуальным автомобильчикам найдется место в будущем, абсолютно убежден. Большой пятиметровый автомобиль, который раньше считался шиком, ныне отпугивает клиента: потребляет много топлива, неудобен на улице. Придет время, когда подъезжать к офису в индивидуальной капсуле станет в высшей степени престижно.

Перед молодыми дизайнерами я не ставил ограничений по весу и размерам. Они должны оглянуться на то, что было, понять, как развиваются процессы, и экстраполировать свое видение в будущее.

— Насколько углубится разделение машин на городские, автомобили для путешествий, представительские?

— Вспомним, что происходило со спортивной обувью. Сначала одни и те же туфли подходили для занятия разными видами спорта. Потом появились специальные: для тенниса, бега трусцой. Они стоили дороже. Позже снова вернулись к обуви для всех видов спорта — но универсальные туфли стали еще дороже, чем специализированные. Вот что делает маркетинг. С автомобилем, конечно, несколько иначе, но модельные ряды расширяются. Разумеется, для поездки из Парижа в Прагу я предпочту полноразмерный автомобиль, а не помчусь туда в капсуле. А если выезжать всей семьей, капсулы пойдут вереницей? Но вполне можно представить, что по прибытии в Прагу я арендую капсулу для перемещений по городу.

— Какой подход будет доминировать в будущем —маркетинговый, функциональный?

— Неизбежно несколько технологических прорывов. Никто не знает, чем это обернется. Помните, китайцы изобрели порох для фейерверков, европейцы использовали его для стрельбы из пушек. Автомобиль будет продуктом социума своего времени.

Автоновости на нашем канале в Яндекс.Дзен

Автоновости на нашем канале в  Яндекс Дзен

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Читать комментарии

Самые новые