Надежный способ умереть

Надежный способ умереть

Поймав машину (не важно, подрабатывающего на служебном авто водителя, частника или официальный таксомотор), мы обычно думаем, сколько будет стоить поездка и как бы скорее и удобнее добраться до цели. Безопасность? До нее ли сейчас! И ремень остается болтаться у центральной стойки… А если авария?

А если авария, то с большой долей вероятности вас так и не дождутся по адресу, который вы назвали водителю. Все это давно известно – и про спасительную роль ремня, и про самое опасное место в машине, и про статистику. И тем не менее пассажиры вообще и клиенты такси в частности пристегиваются нечасто. Играют со смертью?

Мы смоделировали такую игру на полигоне, разбив дорогую машину и «убив» манекен. Хотите пройти его дорогой – не пользуйтесь ремнями!

ПАССАЖИР ОТ ГОСПИТАЛИЗАЦИИ ОТКАЗАЛСЯ

Пассажиру, пренебрегшему ремнем безо-пасности, не повезло… Впрочем, можно предполагать, он покинул этот мир без лишних мучений.

Величина критерия травмирования головы HPC составила 1073 – выше критического порога в 1000 единиц. Это достаточная вероятность получения тяжелейших травм, хотя шанс выжить при своевременной и эффективной медицинской помощи все еще есть. Результирующее замедление головы манекена составило 90 g против порога в 80 g. Этот параметр учитывается на протяжении 3 мс. Кузов «Фокуса» эффективно распределил энергию удара, и пиковое замедление 94 g даже ниже допустимых 120 g по EuroNCAP, а официальными правилами сертификации оно вообще не учитывается.

Ни грудная клетка, ни бедра, ни колени не получили опасных повреждений. Критерий по мягким тканям – «скорость сжатия внутренностей» – значительно ниже допустимого; это заслуга грамотно спроектированного интерьера, который мягко принял тело.

Впрочем, непристегнутый пассажир все равно погиб бы через 0,12 с после удара. Из-за чего? Не вдаваясь в медицинские тонкости – сломал шею: датчик зафиксировал изгибающий момент почти вдвое больше критического. Кузов и интерьер автомобиля сделали все, чтобы спасти жизнь. Пассажира убил даже не удар головой о стекло, а собственное тело. Именно оно, двигаясь по инерции, согнуло шею назад с моментом более 100 Н.м, поскольку упертая в стекло голова дальше двигаться уже не могла. Точную величину изгибающего момента установить не удалось, поскольку датчик зашкалило. Критическими в данном случае будут 57 Н.м.

Могла бы спасти непристегнутого пассажира одна только подушка безопасности? Возможно. Но наверняка финал был бы более оптимистичным с ремнем безопасности и преднатяжителем, который не допускает критического перемещения тела. В крэш-тесте EuroNCAP все зафиксированные манекеном параметры остались в пределах «зеленой зоны». Иными словами, пассажир от госпитализации отказался. Впрочем, в нашем случае тоже. Что любопытно, в обоих случаях с вескими основаниями.

Всего-навсего щелчок ремня отделяет живого и здорового человека от исковерканного трупа

Результат крэш-теста ЗР: при аварии шансов выжить у непристегнутого пассажира нет! Датчики помогут нам рассказать, что именно повредит человек, оказавшись на его месте (см. ниже). Обратите внимание на голову: осколки, поврежденная кожа… Под ней у куклы металл, а вот хрупкая кость не сохраняет столь ровную форму. Манекен слетал к стеклу, потом вернулся на сиденье, криво привалившись к двери – и все это за доли секунды. Патологоанатому предстоит та еще работенка! Или вы предпочитаете закрытый гроб?

В аварию может попасть абсолютно любой водитель, как и любой автомобиль – это важно помнить! Будьте уверены, даже современная иномарка, получившая за безопасность пять звезд, сможет перенести вас в мир иной. Главное – не помогать ей вас защищать! Этот «Форд-Фокус», отличник тестов EuroNCAP, врезается с перекрытием 40% в сминаемое препятствие на вполне городской скорости 64 км/ч. При таком же ударе пристегнутые водитель и пассажир остаются практически невредимыми. Но мы-то любим риск! Ремень долой, подушки справа (от которой в данном случае проку было бы мало) в большинстве таксомоторов нет…

Не пристегнулись? Тогда при аварии сюда изнутри ударится ваша голова. Правда, красиво – волна на стекле? Это эстетика смерти. Вы могли наблюдать ее на кладбищах битых машин у загородных постов ДПС. За характерными выпуклостями стекол – жизни и травмы беспечных пассажиров.

Чтобы у вас не осталось сомнений насчет виновника убийства: автомобиль отработал блестяще, повторив деформацией кузова и характером разрушений тест такого же «Фокуса», проведенный EuroNCAP в 2004-м: тогда пятидверный хэтчбек получил 5 звезд и 16 баллов за фронтальный удар, это максимальная оценка. Пассажир остался невредим! У нашего «Форда» так же хорошо открылись двери, сохранилось то же жизненное пространство – результаты один в один! Казалось бы, надо ухитриться погибнуть в такой машине. Ничуть не бывало, мы же знаем секрет: просто не помогайте ей защитить вас, пренебрегите ремнем. Это не убийство, это суицид.

Подпишитесь на «За рулем» в