Удар… штанга!

Удар… штанга!
Новый механизм в исходном (А) и рабочем (Б) состоянии.

Не секрет, что наибольшие проблемы разработчикам систем пассивной безопасности доставляет боковой удар. Дело в том, что в этом случае в их распоряжении нет протяженных зон деформации задка или передка автомобиля, которые поглощают энергию. 100–200 мм – вот и весь запас, на который можно рассчитывать. Да и времени что-то предпринять при боковом ударе существенно меньше – в силу тех же причин.

Разработчики фирмы «Фореция» сумели, однако, кое-что противопоставить надвигающейся сбоку угрозе. Именно надвигающейся, поскольку их система APROSYS (Advanced Protection Systems) начинает работать за 0,2 с до столкновения по команде специальных сенсоров. (Заметим, что этого времени вполне достаточно для распознавания угрозы и срабатывания защитных механизмов.)

Итак, по команде контроллера уже через 60 мс удлиняется изготовленный из сплава с памятью (Shape Memory Alloy) стержень, установленный под сиденьями поперек кузова авто, выдвигая стальной штырь почти до самой двери. (Это уже само по себе технологическое достижение: подобное быстродействие для таких материалов пока редкость.) Одновременно срабатывает механизм внутри последней, поворачивая в рабочее положение ответную деталь. Теперь при боковом ударе дверь не сможет вмяться внутрь кузова, ей помешает жесткая поперечная штанга. Испытания по программе EuroNCAP, проведенные в присутствии журналистов и представителей мирового автопрома, показали: APROSYS позволяет уменьшить деформацию двери внутрь кузова на 70 мм. А это весьма значительный результат!

И самое интересное: работа механизма обратима, ведь в нем нет одноразовых пиропатронов. Если аварии каким-то чудом не случилось, штанга укоротится до исходной длины, а пружина подтянет штырь обратно. До следующей аварийной ситуации. Хотя лучше, чтобы ее все-таки не было!

Подпишитесь на «За рулем» в