На четверть дюйма

На четверть дюйма

На все случаи недорогой комплект вряд ли подберете – ассортимент многих азиатских фирм небогат, поэтому недостающие элементы придется докупать у других производителей. Прежде всего, доукомплектуем набор головками для болтов с шестигранником. Тем, кто работает с мелким крепежом, рекомендую докупить головки на 3,2, 3,5, 4,0 и 4,5 мм, которых, как правило, нет в стандартном наборе. Аналогичная ситуация с более крупными головками: обычно максимальный размер в наборе – 13 мм, а порой не обойтись без 14 мм. А вот 15 и 16 мм предлагает только фирма Snap-on. Но они и не очень нужны: усилие отворачивания таких болтов уже большое, и создать необходимый момент на короткой рукоятке, с квадратом 1/4 дюйма очень трудно. А вот отворачивать дюймовый крепеж близкими по размеру метрическими головками не рекомендую, можно повредить грани. Для этой цели есть наборы дюймовых головок.

Как и с рожковыми ключами, сегодня нет необходимости покупать дорогие наборы от известных европейских производителей. Качество изделий из Китая хорошее, а цены в 3–5 раз ниже европейских аналогов. Набор самых распространенных головок обойдется в 900–1100 рублей. В стандартный набор, как правило, входят трещотка, кардан, пара удлинителей, вороток, рукоятка, головки от 5 до 14 мм. В комплекты подороже включены головки под внутренние шестигранники, насадки под шлиц, крест и т.д. Их цены, естественно, чуть выше, но вряд ли отпугнут покупателя. Приобретать комплекты всегда выгодно, ведь головки россыпью обойдутся дороже – в среднем раза в полтора-два.

Не все болты и гайки находятся в зоне прямой видимости, и подтянуть их, используя прямой, жесткий удлинитель, затруднительно. Необходимо, чтобы головка слегка поворачивалась. Для этого случая есть удлинители со скруглениями, позволяющими головке отклоняться от вертикальной оси на угол ±8 градусов.

Дальнейшее развитие этой идеи воплощено в гибких удлинителях. Обратная сторона универсальности – небольшой крутящий момент (около 10 Н.м), который они способны выдержать без повреждения.

Головки под хитрые профили (о них поговорим в одном из следующих номеров) есть во многих наборах, недостающие можно докупить. Под квадрат 1/4 дюйма их выбор, пожалуй, наибольший. А вороток позволяет реализовать момент существенно выше, чем с простой отверткой.

Вариантов исполнения трещоток много: с поворотной рукояткой, которая может быть как прямой, так и изогнутой, разными вариантами переключения трещоточного механизма (чаще всего флажковый или поворотное кольцо) плюс его блокировка, с крупным либо мелким шагом зуба, в пластиковом, алюминиевом или стальном корпусе и т.д. Для подавляющего большинства работ достаточно прямой трещотки с флажковым механизмом переключения. Вариант с кольцом тоже неплох, но замасленным пальцем переключать неудобно – проскальзывает. Чем крупнее шаг зуба, тем большую нагрузку узел выдержит без разрушения. Оборотная сторона силы – большой шаг, и при затягивании болта необходимо придерживать удлинитель на обратном ходе, чтобы гайка не возвращалась в исходное положение. При выборе трещотки обращайте внимание на длину ручки: для удобства хорошо иметь хотя бы два варианта – или же использовать для больших моментов другой размер квадрата. Частный случай традиционной трещотки – компактная кольцевая, которая чаще используется в паре с рукояткой (см. выше) или воротком.

Узлы и механизмы в современных автомобилях плотно скомпонованы. Для их обслуживания и ремонта принадлежностей часто не хватает штатного набора головок. Нужны дополнительные удлинители (разной длины, ведь порой решение проблемы упирается в какие-то миллиметры!), которые стоит докупить, тем более что нередко удается разместить их в штатном наборе. Выбор у большинства фирм богатый, начиная с 30 мм и до 500 (!) мм. Последний, например, позволяет с комфортом подтягивать хомуты системы охлаждения в нижней части моторного отсека.

На основе удлинителя сделана рукоятка. На тыльной части у многих моделей внутренний квадрат 1/4 дюйма для установки трещотки, воротка либо удлинителя.

При больших углах поможет дополнительное поворотное звено – кардан. У некоторых моделей есть пружинные шайбы, препятствующие складыванию звеньев. Это позволяет надеть головку на шляпку болта, не придерживая ее рукой.

Подпишитесь на «За рулем» в