Околесица

Околесица

Итак, подбираем резину.

А что у ей внутри?

В покрышке (см.рисунок) различают каркас (1), брекер (2), протектор (3), боковину (4) и борта (5). На схеме также показаны бортовая проволока (6) и наполнительный шнур (7).

Каркас - это силовой элемент конструкции. Именно он передает тяговые и тормозные усилия при движении и заодно ограничивает форму и объем шины. Состоит из одного или нескольких слоев обрезиненного текстильного корда. В зависимости от расположения нитей в кордной ткани шины делят на диагональные и радиальные.

В диагональной нити в смежных слоях ткани располагаются под углом между собой, перекрещиваются. В радиальной все нити корда идут параллельно от одного борта к другому. Эта небольшая разница и определяет принципиальные различия свойств покрышек. Ныне радиальные шины почти полностью вытеснены с рынка.

Брекером называют пояс, который охватывает каркас покрышки по его внешней части, прямо под протектором. Делают пояс из двух или более обрезиненных слоев ткани или металлокорда.

Протектор - толстый слой резины, состоящий из наружной рельефной части и сплошной полосы под ней. Рисунок протектора определяет приспособленность шины для разных дорог. Их принято делить на дорожный, универсальный, зимний и повышенной проходимости. Два первых типа - самые распространенные, а четкую границу между ними порой провести весьма трудно.

Боковиной называют слой резины на боковых стенках каркаса. Толщина его обычно 1,5-3 мм.

Борт - жесткая посадочная часть покрышки. Он состоит из проволочного кольца и твердого профильного резинового шнура. Такая конструкция придает борту монолитность.

По способу герметизации шины делятся на камерные и бескамерные. Бескамерные безопаснее при езде. Дело в том, что при проколе воздух из такой шины выходит по самому проколу, достаточно медленно. У камерной открывается широченный канал для выхода воздуха - вентильное отверстие в ободе. Конечно, если порез будет большим, любая шина мгновенно стравит воздух, но такое случается редко. Заделать прокол у бескамерной шины тоже проще, поскольку нет нужды перебортовывать. Однако диск должен быть ровным, чтобы обеспечивать герметичность.

Чтоб было впору

Шину, само собой, подбирают по размеру. Тут кое-какие вольности возможны. Но в весьма узких пределах. Скажем, жесткой привязки между шириной профиля и диском нет (см. таблицу). Узнать размерность шины проще всего по маркировке. Из маркировки можно узнать немало, если уметь ее правильно читать. Что же мы увидим?

Символ завода-изготовителя. Наносится и размерность покрышки. Разобраться в ее обозначениях проще всего на конкретных примерах.

Скажем, надпись на боковине: "175/70R13". Здесь "175" - ширина профиля покрышки в мм. Число после знака дроби (70) - отношение высоты профиля к его ширине, в процентах. Буква R означает, что каркас радиальный. Цифра "13" - посадочный диаметр покрышки в дюймах.

Радиальная/диагональная

Какая, вроде, разница? Большая. Каркас радиальной шины эластичнее, внутреннее трение в нем меньше. Значит, уменьшаются и затраты мощности на преодоление сопротивления качению. Но податливый каркас сам по себе не в состоянии обеспечить приемлемую устойчивость и управляемость. Поэтому у радиальных шин мощный, жесткий брекер. Увод у них меньше, управляемость машины лучше. А износостойкость протектора намного выше, чем у диагональных. Но есть и минус, порой решающий. Каркас - нежнее, легче разрушается. Значит, на плохих дорогах предпочтительней диагональные шины, чей ресурс зависит не столько от износостойкости протектора, сколько от прочности и долговечности каркаса.

Когда есть деньги, человек меняет шины комплектом. Летние или зимние. Но иногда попадают хорошие шины по случаю - две-три, за недорого. Почему не купить! Только надо знать общие правила, выработанные практикой.

1. На одну ось можно ставить только одинаковые шины.

2. На заднеприводном автомобиле надо ставить диагональные шины спереди, а радиальные - сзади. Недостаточная поворачиваемость здесь помогает машине устойчиво сохранять прямолинейное движение, а в поворот она входит немного нехотя. Но с таким недостатком можно мириться. А вот если наоборот - устойчивость при движении по прямой заметно ухудшится, в повороте же автомобиль будет стремиться к более крутой траектории. Езда станет утомительной, а порой и опасной. У диагональных шин увод больше - поворачиваемость избыточная.

На переднеприводных автомобилях, как вы понимаете, дело обстоит прямо противоположным образом.

Естественный отбор

Покрышек в продаже - превеликое множество, на все случаи жизни. У разных типов свои сильные и слабые стороны. Но разобраться можно. Тем более что после радиалей и диагоналей остались мелкие нюансы. Итак, выбираем по...

...глубине протектора. Чем глубже протектор, тем сильней боковой увод. Однако лучше отвод воды, грязи и снега, стало быть - лучше сцепление на плохих дорогах. С малой глубиной улучшается управляемость на сухом асфальте, но резко возрастает вероятность аквапланирования.

...размеру элементов. Крупные "шашки" снижают сцепление со скользким покрытием, зато ресурс шин - большой. С ними уменьшается боковой увод, значит лучше управляемость.

...ширине профиля. Ныне в моде шины широкие. Мол, сцепление с дорогой лучше. На самом деле площадь пятна контакта зависит только от веса машины и давления воздуха в шине. Широкие шины хуже выдавливают грязь из зоны контакта и увеличивают возможность аквапланирования. Кроме того, они тяжелее...

...высоте профиля. Низкопрофильные шины - это красиво. Это круто. Безусловно, сулит отличную управляемость. Но до обидного легко пробиваются на наших колдобинах. Не заметил ямки - колесо в помойку. Совсем еще новенькое...

...весу. Тут все просто: чем легче - тем лучше. И... дороже.

...максимальной скорости. Та же история. За скорость придется платить.

...жесткости. С жесткой резиной хуже комфорт и сцепление, зато лучше износостойкость и меньше боковой увод. Мягкая хороша зимой, особенно на льду. А летом, на асфальте, почти не живет - стирается...

Вот, пожалуй, и все. Кое-какие полезные сведения самые любознательные могут почерпнуть из табличек. Спокойной вам езды. На хороших шинах.

Подпишитесь на «За рулем» в