С молоком матери

С молоком матери
Соска помогает некоторым посетителям сосредоточиться.

Первый посвящен всемирной истории собственно автомобиля, второй – прошлому и настоящему его производства. После довольно долгой езды паркуюсь на уютной стоянке, и вот первый сюрприз: мне выдают путеводитель на русском (!). Текст вполне понятен, только «Тойоту» почему-то назвали «Тоета». Музей открылся в 1989 году; тогда в нем было 120 автомобилей со всех частей света, начиная с коляски Бенца. Сегодня больше всего внимания уделено «американцам» и, конечно же, японским авто. Экспозиция интерактивная – везде мониторы, можно вызвать видеоклипы об интересующем вас экспонате.

Это не игрушки, а вполне взрослые японские автомобили послевоенных лет.

И все-таки не автомобили потрясли больше всего: надо было видеть посетителей! Как правило, они фланировали здесь целыми семьями, с детьми, порой очень «мелкими», с пустышками во рту. Но и эти не были безучастными, пассивными. Тянули маленькие пальчики к блестящим бокам, фотографировали на мобильник пап и мам, позировали сами на фоне понравившихся авто. Те, что постарше, усердно рисовали фломастерами на специальных листах бумаги свое видение «дрим-кара» и с самым серьезным видом отправляли творение в щель «выборной» урны. Она и в самом деле служила для выбора – лучшие, по мнению музейных работников, рисунки развешаны тут же на стенах. При этом – никакого крика или плача: маленькие японцы, казалось, медитировали около машин. Так формируется настоящая «автомобильная нация».

Автомобильную мечту каждый видит по-своему.
Автомобильная «свадьба» XXI века.

Ну а после осмотра не миновать музейного магазинчика. Мне приглянулась здесь сборная модель автомобиля на солнечной батарее: в хорошую погоду или под мощной лампой она резво бежит безо всяких батареек, влекомая моторчиком размером заметно меньше наперстка.

«Сынок, сделай два снимка!»

Второй музей посвящен промышленности и технологии; собственно автомобильному производству в нем посвящена лишь часть залов. Ведь «Тойота» занималась изначально вовсе не автомобилями, а текстильным машиностроением. Пройдя быстрым шагом по «работающей» ткацко-прядильной фабрике, попадаем в нужный нам павильон. В отдельных выгородках восковые фигуры рабочих вручную куют, выколачивают металл на деревянной болванке, шьют обивку сидений – в общем, постепенно собирают автомобиль. А вот и сегодняшняя техника – всамделишняя, работает почти как на заводе. Только вместо людей, естественно, роботы.

Когда штампов еще не было…
Угадайте, зачем щетки у колес? Чтобы не забрызгать пешеходов!

Здесь же целые линейки раздетых до шасси автомобилей, разрезанных двигателей, коробок передач и т.д. Причем все вертится, клапана ходят вверх-вниз, педаль сцепления сама собой выжимается, включается передача, и карданный вал начинает крутить вывешенные колеса грузовика. Посетители (не только дошкольного возраста) буквально разевают рты. А детишки под руководством воспитательниц сидят за столиками и сосредоточенно собирают модельки автомобилей. Не те ли, что потом появятся в музейном магазинчике?

Подпишитесь на «За рулем» в