Каждый за себя

Каждый за себя

Очевидцами первой гонки нашего сезона стали финские болельщики, пришедшие на трибуны трассы Ахвенисто посмотреть старт Российской серии формулы 3, проводимой совместно с этапами Кубка Северной Европы и чемпионата Финляндии.

КОЛИЧЕСТВО И КАЧЕСТВО

«Северная Европа» – сказано не очень метко, поскольку, помимо восьми россиян, выступили в Ахвенисто лишь финны да эстонцы. Правда, уровень финской и эстонской формул не слишком высок. В основном иностранцы ездят на немолодых «далларах», начиная с антикварных F394 (цифры 94 указывают на год выпуска). Хотя есть у них и F304 – сравнительно свежее шасси. Россияне экипированы моделью 2002 года, а Виктор Шайтар (в прошлом – чемпион России формулы 1600) получил в распоряжение новейшую «Даллару F308» с двигателем «Опель». Она-то и стала оружием победы сначала на втором этапе в финском же Аластаро, а потом и на третьем в эстонском Пярну, где москвич выиграл оба зачетных заезда. И пока Виктор лидирует в чемпионате… Финляндии!

Алексею Дудукало не было равных в Орле. Даже штраф «стоп энд гоу» не помешал лукойловцу одержать победу в «Туринг-Лайт».

Протокол чемпионата России в зачете «Формула-1600/Формула-3» решительно не совпадает ни с финским, ни с североевропейским: здесь в ходу немного другие машины и моторы. Доминирует тут, как и предыдущие два года, Иван Самарин. И, честно говоря, после ухода из формулы команды «ЛУКОЙЛ» достойных соперников у Самарина просто нет.

Организационная конструкция Российской серии формулы 3 впечатляет. В рамках семи календарных гонок наши пилоты разыгрывают призы сразу в четырех номинациях: к трем упомянутым выше добавьте еще трехэтапный Кубок губернатора Московской области. Вообще, если позаимствовать опыт раллистов, то внутри серии, с трудом набирающей десяток машин, можно разыграть еще, например, монокубки – отдельно для «даллар» и для отечественного шасси ArtTech.

По счастью, пожар на машине Павла Федорова случился во время тренировки и не помешал затем стартовать в гонке.

Не будем, впрочем, столь критичны. Все-таки младшие формулы – основа основ для кольцевых автогонок во всем мире, поэтому их надо беречь. Возможно, любой ценой, в том числе многократным преувеличением истинной значимости того или иного формульного турнира. Значимость Кубка Северной Европы, возможно, существенно повысится, если финны большим числом приедут стартовать к нам в Мячково. Хорошо бы еще трассу привести в соответствие – рыхлый грунт ее обочин в случае дождя превратится в нереспектабельную грязь.

Объединив классы «Туринг» и «Суперпродакшн» в один заезд, удалось провести более-менее зрелищную гонку.

МЕДЛЕННО И ТРУДНО

Серия RTCC, которую последние годы по праву считали лучшей из российских, стартовала на главной площади города Орла, где проложили временную трассу немудреной конфигурации. Многие завсегдатаи серии скептически отнеслись к такому началу, потому этап собрал лишь 35 пилотов в четырех классах. Пусть асфальт неровный и грязный – такая гонка лучше, чем вообще ничего. Да и зрителей (реклама и обозначения спонсоров на бортах машин – это ведь для них!) собралось на порядок больше, чем в Мячково: говорят, около десяти тысяч. По нашим меркам, умопомрачительный кворум.

Класс «Наци-ональный», где постепенно добивают старую продукцию АВТОВАЗа, неожиданно стал самым массовым в RTCC.

Гонщики свою часть отработали хорошо, выдали интересные заезды, аварии тоже были, но не так много, как ожидалось. Видимо, пилоты изрядно осторожничали в узковатом коридоре из бордюрных камней и бетонных плит. Словом, до истинной кольцевой зрелищности орловскому этапу было далеко.

Организаторы RTCC по-прежнему в противостоянии с хозяевами Мячково. Последние официально опровергли, что конфликт вызван непомерно тяжкими условиями аренды автодрома. Но и истинной причины не назвали. Не в ней дело – важно, что RTCC негде проводить гонки. Вариант киевской трассы «Чайка» отпал – далековато, сложности с таможней. И наконец, устроители чемпионата и Кубка России RTCC объявили об отмене соревнований на берегу Москвы-реки, в Нижних Мневниках. Идея не дошла до стадии воплощения из-за бюрократических барьеров. Там, где местные власти хотят проводить гонки, все получается легко и быстро. А в Москве вот уже десять лет – медленно и трудно.

Все это не идет на пользу никому. Планируя зимой бюджеты и командировки, команды брали в расчет другое расписание гонок. Потом выяснилось, что понадобятся иные траты в другие сроки. Закономерно возникло недоумение у спонсоров, и посыпались уже сообщения, подобные тому, что, к примеру, команда «Рус-Лан» нынче стартовать не будет.

А в это время в Мячково дебютировал класс «Леджендс». Симпатичные машинки, но большого числа желающих их оседлать пока нет.

ВМЕСТЕ ИЛИ ОТДЕЛЬНО?

Наверняка НГСА в этом году тоже не получит высоких рейтингов популярности. Сложности у фирменной серии АВТОВАЗа во многом схожие с RTCC, c той лишь разницей, что «калины» и «революшны» – собственность организаторов, которую они могут продавать, сдавать в аренду или даже выдавать (так делают в рамках программы «Lada – новому поколению»). Громких имен в трех зачетах Национальной гоночной серии кот наплакал, да и машин в сумме не более трех десятков. А первый этап, как и формульный, опять-таки увидели иностранцы – он состоялся в Киеве.

Самые тяжелые кризисы рано или поздно минуют. Но в затяжном «кольцевом» свет в конце тоннеля пока не виден. Четыре серии (формульная, RTCC, НГСА и Кубок «Хонды») живут сегодня отдельно друг от друга, причем каждая с каждой успела повздорить. На уик-энд, состоящий из трех-четырех не особо захватывающих гонок, не соберешь ни зрителей, ни спонсоров. И весь процесс в целом не произведет эффекта красочного шоу, должного привлечь к гонкам еще больше людей (и их денег).

Те же финны у себя в Ахвенисто в один день с формулой 3 проводили формулу «Рено 2.0», формулу «Форд», «Супер Туринг», «Леджендс», монокубок БМВ-325 и заезды машин «Гран Туризмо» (их всего пять, зато какие – «Порше-997», «Додж-Вайпер», «Ламборгини-Галлардо»!). Подобная куча мала для Европы – норма. А у нас все живут отдельно, потому что никак не могут договориться. Открытие новых трасс (скоро – Дорогобуж, Казань, нескоро – Домодедово, Ульяновск) снимет часть проблем, но вряд ли превратит каждую из серий в процветающую. Еще один живой пример – американский чемпионат CART, некогда распавшийся на отдельные серии IRL и ChampCar. Когда перед обеими замаячила угроза разорения (неуклонно снижалась посещаемость, уходили спонсоры, артачились телеканалы), они быстро забыли размолвки и воссоединились. Дело было, заметьте, не в количестве трасс: в США их хватит на десять таких чемпионатов! Делайте выводы, господа!

Подпишитесь на «За рулем» в