«Нива» будет жить — журнал За рулем

«Нива» будет жить

Несколько лет назад АВТОВАЗ уже распрощался было с легендарной «Нивой» — на смену ей пришла более современная «Шевроле-Нива». Но «Лада 4х4», урожденная «Нива», продолжает пользоваться успехом не только на российском рынке, но и за границей. Потому производство так и не свернули.

Несколько лет назад АВТОВАЗ уже распрощался было с легендарной «Нивой» — на смену ей пришла более современная «Шевроле-Нива». «Старушку» планировали тихо похоронить к 2006 году. Даже имя ее отдали наследнице, добавив заокеанскую приставку.

Но «Лада 4х4», урожденная «Нива», продолжает пользоваться успехом не только на российском рынке, но и за границей. Потому производство так и не свернули, более того, в мае прошлого года наметили модернизацию — избавить, наконец, машину от врожденных болячек, до которых за сорок лет руки все не доходили. А тут подоспели и новые требования по безопасности, которые хочешь не хочешь, а любить обязан!

Только на страстную любовь денег, как водится, не хватило, поэтому накал страсти решили поубавить — ограничить переделки той чертой, за которой неминуема повторная, весьма дорогая омологация автомобиля.

В итоге модернизация свелась к повышению надежности, безопасности и комфорта, в частности, к снижению шумов и вибраций.

ВЫБРАТЬ СЛАБИНУ

Двигатель вполне современен — Евро Ш, а в экспортном исполнении и Евро IV. В водяном насосе поселился новый сальник с улучшенным уплотнением. Вместо примитивных картонных прокладок под навесными деталями двигателя — новые, с герметизирующими валиками.

Новый вакуумный усилитель дал, наконец, машине информативные тормоза.
Новый вакуумный усилитель дал, наконец, машине информативные тормоза.

«Корзина» и главный цилиндр от «Шеви-Нива» обеспечивают плавное, без рывков и вибраций, трогание и мягкую работу сцепления.
«Корзина» и главный цилиндр от «Шеви-Нива» обеспечивают плавное, без рывков и вибраций, трогание и мягкую работу сцепления.

Благодаря установке поворотных кулаков, рычагов и концевых тяг от «Шевроле-Нива» и увеличению кастера улучшена кинематика передней подвески: машина четче прописывает повороты и энергичнее возвращает руль в положение «прямо».
Благодаря установке поворотных кулаков, рычагов и концевых тяг от «Шевроле-Нива» и увеличению кастера улучшена кинематика передней подвески: машина четче прописывает повороты и энергичнее возвращает руль в положение «прямо».

ШРУСы взамен крестовин значительно улучшили виброакустический комфорт «Нивы» и позволили снизить расход топлива.
ШРУСы взамен крестовин значительно улучшили виброакустический комфорт «Нивы» и позволили снизить расход топлива.

Жидкие прокладки взамен картонных, новые манжеты и выведенная под капот вентиляция исключают подтекание масла из раздаточной коробки.
Жидкие прокладки взамен картонных, новые манжеты и выведенная под капот вентиляция исключают подтекание масла из раздаточной коробки.

Обновленная отделка сделала интерьер более «легковым», а измененная схема складывания спинки добавила удобства.
Обновленная отделка сделала интерьер более «легковым», а измененная схема складывания спинки добавила удобства.

Ведомый диск сцепления увеличенного диаметра (с 200 до 215 мм) и больший рабочий цилиндр с автоматом регулировки свободного хода перекочевали с «Шевроле-Нива». Надежность и ресурс узла стали выше, а усилие на педали и трудоемкость обслуживания заметно снизились.

«Пострадала» и раздаточная коробка. Ее будут собирать на герметике и обещают, наконец, избавить от подтекания масла. Да и в производстве обойдется дешевле. Передний и задний валы «раздатки» будут на двухрядных шариковых подшипниках и получат сальники с дополнительной кромкой. Базовые детали не тронут, изменения коснутся только крышек. Этой малой кровью планируют снизить люфты и угловые перекосы валов, что поможет уменьшить вибрации.

Изменена вентиляции «раздатки»: сапун, страдавший хроническим насморком, заменен трубкой, выведенной в моторный отсек. Свободное дыхание исключит повышение давления в картере и, как следствие, масляные сопли на сальниках. А заодно убережет агрегат от воды при преодолении бродов.

Все знают и другое слабое место — ступицы передних колес. Между подшипниками появится деформируемая распорная втулка, как на хвостовике ведущего моста — она не допустит проворачивания колец.

НЕ ДРОЖИ!

Взамен стародавних карданных валов будут новые, со ШРУСами. Исчезнет, наконец, трансмиссионный зуд! А поскольку ШРУСы допускают и осевое перемещение, шлицевое сочленение валов упразднено. Исчезла проблема неравномерности вращения валов — для короткобазной машины это очень важно! Примечательно, что новый вал имеет и «обратную силу» — он взаимозаменяем со старыми. Но не спешите чрезмерно радоваться вновь открывшимся обстоятельствам — подготовка производства требует времени, потому установка таких валов запланирована на вторую половину 2009 года, и то лишь на часть выпуска «Нивы» и… «Шеви-Нива».

Поворотные кулаки, рычаги и концевые тяги от «Шевроле-Нива» улучшили кинематику передней подвески — машина четче прописывает повороты. Увеличенный до 4,5 градуса кастер помогает стабилизировать автомобиль на прямой и более активно возвращать руль на выходе из поворота. Увеличенные сайлент-блоки, нижние оси рычагов (диаметр 18 мм взамен 16) и шаровые опоры от «Шеви» добавили прочности и надежности.

Амортизаторы передней подвески стали более эффективными, с усиленными верхними точками крепления. Задние тоже модернизированы: стоят ближе к колесам и наклонены меньше. Это дало лучшую плавность хода и более уверенное прохождение поворотов.

Нижние штанги задней подвески сведены в передней части и стоят теперь трапецией, поэтому задний мост будет лучше противостоять боковым усилиям, а значит, улучшится курсовая и траекторная устойчивость.

Подрос до 9 дюймов вакуумный усилитель и с ним главный тормозной цилиндр — легче и чувствительней стали тормоза.

НОВЫЕ ПУГОВИЦЫ

В зоне моторного щита и на тоннеле уложена цельнокроеная шумоизоляция: меньше дыр — тише в салоне.

Электронная комбинация приборов от «Самары» позволила упразднить трос спидометра (достаточно датчика скорости), появились встроенные часы, вольтметр и термометр наружного воздуха. Еще одно изменение оценят те, кто вынужден часто складывать заднее сиденье. Теперь подушка откидывается вертикально, а спинка — горизонтально.

Таблица 1
Таблица 1

И еще одна важная мелочь для тех, кто катает малышей — система ISOFIX. Благодаря ей можно легко организовать одно или два детских места.

Внешность машины осталась неизменной, но отличить модернизированную «Ладу 4х4» все-таки можно. Первое — укрупненные передние подфарники, пришедшие на смену подслеповатым «троечным». Второе — большие, благородных форм зеркала.

ИСПРАВИТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ

Напомню, что больше года назад машина получила ГУР. Руль стал легким, даже слишком легким, с размазанным «нулем». На бездорожье это не мешает, а вот на шоссе такая пустота несколько тревожит. Теперь руль «прощупывается» куда лучше, и колеса при выходе из поворота охотно возвращаются в положение «прямо».

Сцепление по-легковому мягкое, исчезла вибрация при трогании. Ватные, сложно дозируемые (особенно на гололеде) тормоза налились приятной тяжестью. Куда-то исчезли врожденные шумы и вибрации, а управление стало, как в легковушке!

Таблица 2
Таблица 2

Продолжение Таблицы 2
Продолжение Таблицы 2

Машина легко разгоняется и неплохо идет накатом. Раньше включение нейтрали приводило к плавному замедлению, порой заменявшему рабочее торможение. Испытатели говорят, что потери в трансмиссии снизились примерно на полтора киловатта! В поворотах больше не надо бороться с машиной за точное соблюдение заданной траектории — задние колеса не пытаются сорваться в занос. Мелкие дорожные неровности остаются «за бортом», в салоне их не чувствуется. Гребенка была для «Нивы» серьезным испытанием, заставляющим снижать скорость из-за сползания задней оси. Обновленная «Лада 4х4» хоть и прыгает на стиральной доске, неприятно потряхивая седоков, но четко сохраняет заданное направление.

На бездорожье же осталась отчаянным вездеходом, причем улучшение ездового комфорта ощутимо и здесь. Уменьшились толчки от передней подвески, а сложные траектории на грунтовке выполняются уверенно и надежно.

Обновленная машина сохранит индекс 21214 и прежние технические характеристики, а нововведения начнут появляться на ней с начала следующего года.  

Модернизированная «Лада 4х4» стала легкой и приятной в управлении, одинаково хорошо приспособленной к асфальту и бездорожью.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Отзывы о LADA 4x4 (22)

LADA 2000 / срок владения 1 — 3 года

Достоинства:

почти внедорожник

Недостатки:

именно почти внедорожник — все таки это легковой автомобиль для советского колхозника, а значит не рассчитан на постоянную эксплуатацию в тяжелых условиях

Комментарий:

Нива — это машина которая может многое — это не современные пузотерки называемые внедорожниками, однако, как понимаю, её хотят заменить дастером, ну так Нива людям всегда была интересна проходимостью, т.е. возможностью пролезть там где ни один дастер не пройдет, так зачем этим людям дастер с надп...

Написать отзыв

Читать комментарии

Самые новые