Хорошо добытое старое

Хорошо добытое старое

ЧТО?

Выбор машины – от мопеда до самосвала – дело индивидуальное. Реально оценить свои возможности и четко поставить задачу – уже половина успеха. Купленный сгоряча предмет обожания становится обузой, если оказалось, что никто не берется помочь с восстановлением или стоимость хранения, ремонта, запчастей понуждает семейный бюджет трещать по швам. Найти экземпляры, которые провели лучшие годы в теплом сухом гараже, – большая удача, с каждым годом все более редкая.

Найти «Победу» 1955 года с пробегом в несколько тысяч километров – мечта многих! Но такая удача – почти чудо.

На первый взгляд привлекательная картина на зарубежном рынке. У неискушенного новичка разнообразие моделей, их вид и сравнительно невысокие цены вызывают эйфорию, но… Строго говоря, сегодня нет законных способов ввоза в страну олдтаймеров для полноценной эксплуатации. Экологический барьер Евро II, не говоря о Евро Ш, ветеранам не одолеть. Интересно, что даже автомобили, которые нисколько не смущают работников МРЭО при постановке на учет после покупки в России, ввезти из «прекрасного далека» как транспортное средство – не получится. Скажем, доставка из Прибалтики хорошо сохранившегося грузовичка УАЗ-450Д растянулась на три месяца, а владельцу выдали только копию таможенной декларации о ввозе культурной ценности без права получения ПТС. То же относится и к импортным красавцам. Можно, конечно, попробовать купить один из уже прописанных в России. Но ввезенные недавно – очень дороги. А давно живущие в стране, как правило, требуют глубокой, очень дорогой реставрации. Поэтому будем говорить в основном о более доступном отечественном ретро.

«Волга» ГАЗ-21 первого поколения – по ком­плектности и состоянию пригодна для реставрации. Но и с ней работы предстоит немало.

КАК?

Определившись с маркой и моделью, займемся поиском. Процесс чем-то напоминает охоту за диковинным животным: главное, верить в его существование! Скрупулезный поиск на просторах Интернета и страницах периодических изданий, увлекательные путешествия по городам и весям (иногда по законам детективного жанра) и разочарование от временных неудач обязательно принесут плоды!

Ввести в Россию импортного красавца, как этот «Кадиллак-V16», можно лишь как художественную ценность. Получить номера – практически невозможно.

Будьте внимательны к документам: сразу выясните, есть ли «прописка» в ГИБДД, кто законный хозяин? Выписка доверенностей – не что иное, как перекладывание проблем на неподготовленного к ним покупателя. Иногда продавцы честно признаются: есть лишь техпаспорт старого образца. Не удивляйтесь, если нет и его. Например, отсутствие «корочек» на «москвичи-400» и 401 – обычное дело. Восстанавливать документы порой долго и дорого: экспертиза, открытие наследственного дела, месяцы ожидания… А поездки к нотариусу и судебные издержки могут составить от 2–3 до 15–20 тыс. руб.

От «Форда-V8», большую часть жизни проведшего у нас в стране, остался, по сути, кузов, под которым все – от «Волги». Вернуть машине первозданный облик очень сложно и дорого.

Зачастую найти в разумные сроки пригодный по комплектности автомобиль не удается. Тогда вместо одной покупают две, три, а то и четыре машины в качестве доноров запчастей, дающих новую жизнь единственному, но действительно аутентичному экземпляру.

При выборе старинной машины многие привычные критерии не срабатывают. Например, проблема коррозии: даже ЗИМ или «Чайку» ГАЗ-13 без ржавчины встретить нынче почти невозможно. Но помните: реставратору проще работать со ржавым, но не испорченным газосваркой и заплатками металлом. Да и дымящий двигатель не должен останавливать настоящего ценителя прекрасного – важнее заводская комплектация. Разброс цен огромен, а потому надо спокойно и методично проверять все варианты. Будьте готовы к тому, что «некрашеный, небитый, в родне» раритет прошел три капремонта и сменил несколько хозяев, хотя на фото выглядел просто «лапочкой»!

ГДЕ?

Нашли машину – а куда ее ставить, прикинули? Учтите: отреставрированный или нуждающийся в восстановлении автомобиль потребует гораздо больше внимания, чем современный. Хранить и возиться с ним на улице – удовольствие сомнительное. Стоит ли покупать домой рыбок, не озаботившись аквариумом? Машину, конечно, можно временно поставить во дворе под чехлом или на стоянке, но здоровья ей это не прибавит. В принципе, для комфортного хранения достаточно холодного, хорошо проветриваемого помещения без прямого доступа влаги. На первое время – просто навеса на даче. Но надолго рассчитывать на такое «хранилище» нельзя. Кстати, хорошо ли охраняется ваш дачный участок? Теплый и сухой гараж – мечта любого классического автомобиля. Но в Москве он стоит 6000–20 000 долларов. Арендовать металлический – примерно 2000 руб. в месяц.

Займемся техобслуживанием. Напомню: объем работ по сравнению с современным авто гораздо больше и делать их надо чаще. Лучше в помещении, располагая элементарным оборудованием и инструментом. Далеко не всякий автосервис согласится даже сменить масло в автомобиле, конструкция которого почти не известна – стоит подготовиться к самостоятельному выполнению хотя бы минимальных операций. Или заранее поискать, кто за них возьмется.

Серьезная реставрация тем более требует основательного подхода. Кое-что может сделать любой, кто знаком с отверткой и гаечным ключом: например, разобрать-собрать салон и даже перебрать тормоза и подвеску. Но многое непременно придется доверить профессионалам: пескоструйную обработку кузова, сварку, покраску, расточку блока, шлифовку коленвала. В общем, без заблаговременной заботы о «месте без солнца» – не только для хранения, но и ремонта – к старым авто лучше не подступаться.

ПОЧЕМ?

Конечная сумма зависит от цены автомобиля, доставки, оформления, запчастей, расходов на хранение и работы. Поддавшись очередному «хочу и все!», я некогда купил за 200 долларов внешне нормальную «Победу», долго простоявшую на улице. Двигатель неродной, коробка, передняя подвеска, задний мост – тоже. Ерунда – заменю!

В ходе жестяных работ от кузова остались крыша, капот и изрядно латанное днище, все остальное пришлось менять – каждая кузовная деталь в среднем 100 долларов. Кстати, родной капот сохранил место только из-за трудностей подгонки. В годы молодости «Победы» на заводском конвейере была очень высока доля ручной доводки – даже из пяти капотов ни один может не подойти по зазорам к вашей машине. Хватило бы выдержки еще на пару месяцев поисков – не пришлось бы менять агрегаты и многое другое. Мотор в хорошем состоянии – минимум 400 долларов, коробка – около 100. Головная боль всех реставраторов – восстановление хромированных деталей. Новые бамперы и облицовка радиатора не только дефицит, они стоят, как запчасти к иномаркам, – до 1000 долларов за комплект! Впрочем, это – цветочки. Ведь на оставшихся после борьбы за экологию предприятиях за идеальную обработку всех деталей просят до 5000 евро! В общем, благодаря подробному учету сделал ошеломляющий вывод: стоимость «Победы» превысила цену покупки в двадцать раз!

Вот мы и подошли к стоимости работ. Разброс тоже большой: гаражный вариант плох непредсказуемостью, но дешев – 3000–5000 долларов. Ну а в солидных реставрационных мастерских минимальная цена на весь комплекс работ – от 20 000 «зеленых». Ведь с каждой машиной профессионалы работают год, а то и больше! Получается – для экономии надо максимум делать самому… либо не скупиться при покупке.

Сейчас найти хорошую «Победу» можно лишь за 4000 – 10 000 долларов. По темпам роста цены на старые авто и недвижимость сопоставимы. Но лучше покупать все же крепкий автомобиль, сберегая силы, время, деньги. Скажем, заплатив за «Волгу» ГАЗ-21 так называемой третьей серии на 2000 долларов больше, при средней стоимости малоезженого автомобиля – 4000–6000 долларов, сэкономите на восстановлении до 600 долларов и полгода – год. Кстати, за «Волгу» первой серии со звездой на решетке радиатора, нержавую и комплектную, просят 15 000 «гринов» и выше. Промежуточный вариант – «вторая серия»: 8000–12 000 долларов. Речь о машинах в родной окраске, с неперешитым и недраным салоном, на ходу. К слову, аналогичные по состоянию «москвичи-407» и 403 можно обнаружить и за 300 долларов. Восстановленные стоят примерно 3000–5000.

Ситуация с запчастями повторяет ту, что была в 1970–1980-е, когда их не покупали, а доставали, а случайно найденную деталь, приобретя впрок и завернув в промасленную бумагу, бережно хранили. Увы, не все сохраняется. Скажем, осободефицитные декоративные детали из пластика часто рассыпаются от времени. Поэтому цена 300 долларов за идеальный пластик на приборную панель «Победы» не побуждает сразу доставать кошелек, но и не удивляет. Увеличивается спрос и на детали для «москвичей-403», 408, 412. На волне роста интереса к ретро умельцы мало-помалу осваивают новодельные запчасти. Но рынок только формируется.

Радость от обладания раритетом, тем более восстановленным собственными руками, вызывает законную гордость у владельца и белую зависть у окружающих! Но на пути к радости начинающего поджидает немало рифов и мелей. Лучше знать о них до плавания. Впрочем, у вас, разумеется, все получится. Удачи!

Подпишитесь на «За рулем» в