Холодный контакт

Холодный контакт

Значительная часть аварий на зимних дорогах происходит в поворотах – около 56%. А самый опасный режим движения – торможение в повороте на спуске. «Континенталь» взялся решить эти проблемы одновременным улучшением зимних шин и «электронных помощников».

Известно, что при торможении на льду в пятне контакта образуется водяная пленка, которая ухудшает сцепление шин с дорогой. Специалисты с помощью тепловизора определили, что даже при прохождении поворотов без скольжения температура в пятне увеличивается на 10 градусов. А это дополнительный фактор риска!

Отследить мгновенную температуру

Резина обладает в 10 раз худшей теплопроводностью, чем лед, поэтому львиная доля тепла идет на нагрев льда и лишь небольшая часть успевает рассеяться шиной. Если улучшить ее теплопроводность, то она отведет больше тепла, а льду, соответственно, достанется меньше. Дело за малым – разработать новые присадки к резине.

Еще один резерв – рисунок протектора. Поперечные ламели улучшают продольные сцепные свойства, а значит, уменьшают тормозной путь. А вот нарезанные вдоль оси протектора помогают держать дорогу в повороте. Очевидно, что одновременного значительного улучшения продольных и поперечных сцепных свойств добиться непросто. Но специалисты «Континенталя» учли, что настройки «электронных помощников» влияют на способность шин проявить свои наилучшие качества.

Современная электроника выполняет три основные задачи – предотвращает блокировку колес при торможении (ABS), контролирует силу тяги на колесах при разгоне (ASR) и стабилизирует курсовую устойчивость (ESP или ESC).

– Мы поставили перед собой задачу улучшить взаимодействие шин и электронных помощников, – говорит доктор Вис, руководитель отдела разработки легковых шин.

К примеру, летние шины на зимней дороге наиболее эффективны при минимальном проскальзывании. Энергичное значительно увеличит тормозной путь. Зато 30-процентное проскальзывание зимних шин с более высокими сцепными свойствами дает более эффективное торможение, чем традиционное 10-процентное. Получается, что, настраивая ABS под конкретные шины, можно существенно сократить тормозной путь. А поскольку «Континенталь» занимается не только шинами, но и электроникой, то он и взялся за разработку нового поколения ABS. Но скоро сказка сказывается…

Пока новая система несколько ограничивает управляемость автомобиля в скользком повороте, поэтому ее предлагают использовать только при «прямолинейном» торможении, а в других случаях переходить на алгоритм обычной ABS. Работа еще не закончена, но испытания шин, адаптированных к электронным помощникам, показали, что на зимней дороге вполне возможно сократить тормозной путь на 10 процентов. И, вероятно, скоро, покупая шины, мы будем учитывать и то, каким поколением ABS оснащен автомобиль.

Подпишитесь на «За рулем» в