Слишком долгий эксперимент

Слишком долгий эксперимент

ГИБДД использует разные технические средства уже много лет. Это и приборы, фиксирующие скорость движения автомобилей, и камеры, отслеживающие транспортные потоки в поисках угнанных автомобилей, и компьютеры с цифровыми фотоаппаратами. Но жизнь не стоит на месте, на дорогах появляются другие технические новинки. Дорогие, между прочим, но в этом, похоже, проблем нет. Два года назад была утверждена Федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в 2006–2012 годах» (постановление Правительства РФ от 20.02.2006 г. № 100) и поставлена цель: сократить за пять лет число погибших в ДТП в 1,5 раза. Для этого выделено 54 млрд. рублей.

ПОЧЕМУ ДОЛГО ЗАПРЯГАЕМ?

Как указано в программе, на первом этапе (2006–2007 гг.) должны закончить «реализацию пилотных проектов замены постов дорожно-патрульной службы автоматическими системами контроля за соблюдением участниками дорожного движения ПДД». С начала 2008-го на трассах должна была работать преимущественно электроника! Кроме того, на первом этапе предусматривалось совершенствование «нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения». Деньги на это прописали немаленькие! На «исследование проблемы автоматической фиксации административных правонарушений и подготовку требований к специальным устройствам» в 2006 году было выделено 2 млн. рублей, а на «оборудование подразделений ГИБДД комплексами видеофиксации нарушений ПДД» куда больше: в 2006 году – 129,9 млн. рублей, в 2007-м – 499,6 и в 2008-м – 583,4 млн. рублей. Предусмотрены денежные средства и на оборудование подразделений ГИБДД передвижными пунктами для контроля и фиксации нарушений (751,4 млн. руб. за два года). Похоже, денег хватает. Только не ясно, почему видеофиксацию правонарушений в автоматическом режиме ввели лишь с 1 июля 2008 года. Да и то в «экспериментальном режиме» и всего в трех регионах: Москве, Московской области и Краснодарском крае. В области, например, в конце августа работали только три стационарные установки – на Горьковском, Дмитровском и Ленинградском шоссе – да несколько передвижных. По словам начальника ГИБДД Московской области Сергея Сергеева, за два месяца работы систем автофиксации правонарушений было направлено по почте чуть более 1000 квитанций. Из них 10 – опротестованы автовладельцами (результаты пока не известны). В Москве за этот же период направлено нарушителям около 3,5 тыс. «писем счастья». Но по нашей информации, в столице постановления направляют далеко не всем нарушителям.

Самым передовым участком борьбы с нарушителями считается Краснодарский край: здесь уже функционируют 12 стационарных установок. За первые два месяца ими зафиксировано 3,5 тыс. нарушений, а это 3,5 млн. рублей в местный бюджет! Правда, деньги только начали поступать. И если в Москве до конца года не планируют дополнительных камер видеофиксации, то на Кубани их будет установлено более двухсот! Но установить систему – еще полдела, необходимо организовать обработку поступающей информации и рассылку квитанций-постановлений. В ГИБДД Московской области, например, только сейчас задумались над созданием специального подразделения!

Вот и получается: деньги выделены, изменения в законы внесены, а система практически не функционирует. В стране работает лишь 18 стационарных камер автоматической фиксации, регистрирующих только превышение скорости. Но руководители ГИБДД поторопились уже доложить, что в снижении аварийности немалая заслуга средств автоматической фиксации нарушений! А тут как раз больше вопросов, чем ответов…

ПРОВЕРКА НА ТРЕЗВОСТЬ

О новых правилах проверки водителей на состояние опьянения мы уже писали (ЗР, 2008, № 7, 8). Со дня вступления в силу поправок в КоАП РФ (на момент написания материала) прошло почти два месяца, но сотрудники ГИБДД фактически не могли проверять водителей на дорогах. После вступления в силу изменений в КоАП РФ и постановления Правительства РФ от 26 июня 2008 года № 475 МВД РФ совместно с Мин-здравсоцразвития РФ должны были разработать новые формы акта освидетельствования на состояние алкогольного опьянения и протокола о направлении на медицинское освидетельствования. Логично предположить, что эти документы ведомства представили к 1 июля. Но, как часто это у нас бывает, соответствующий приказ МВД РФ появился только 4 августа 2008 года, а вступил в силу лишь 22 августа. Фактически спустя два месяца после того, как сотрудников ГИБДД наделили полномочиями на проверку состояния опьянения водителей! Как выглядят новые документы, можно посмотреть на нашем сайте: http://www.zr.ru/articles/57354. Любопытно получается: ГАИ просто-напросто не успевает за изменениями законодательства, которые сама же пролоббировала! Да и теперь, когда все необходимые документы наконец утверждены, остаются сомнения: вступит ли в силу положение в полном объеме? Случиться это может, если все подразделения ГИБДД будут оснащены необходимым количеством алкотестеров. Вопрос: когда?

На днях по многим СМИ прошло сообщение: нашими учеными разработан интересный прибор – лазер, способный на расстоянии до 100 метров определить наличие паров алкоголя в салоне автомобиля.

Через несколько лет им хотят оснастить всех инспекторов ГАИ. Вот не оказался бы только этот прибор очередной дорогостоящей игрушкой, наделавшей много шума, потребовавшей финансирования, но так и не попавшей к рядовому инспектору.

Подпишитесь на «За рулем» в