Lada Priora CNG: ВАЗ и газ

Lada Priora CNG: ВАЗ и газ

Этой темой на АВТОВАЗе занимаются не первый год. С уходом «десятки» эстафету подхватила «Приора» – уж очень заманчиво вместо дорогого бензина использовать дешевый метан, запасов которого у нас в стране не счесть!

Двигатель практически не изменился. Из отечественных комплектующих в газовой версии только баллоны производства компании «Лем», а все остальное, от редуктора до форсунок, включая контроллер управления, – марки «Бош».

ЕДИНСТВО И БОРЬБА

Четыре 20- или 24-литровых баллона упрятаны под днищем машины. Так удалось сохранить объем багажника, снизить риск повреждения емкостей при аварии и не нарушить развесовку автомобиля. Недостаток – уменьшение дорожного просвета. Редуктор, снижающий давление газа с 200 до 7,5 атм, расположен в моторном отсеке на месте адсорбера. Повышенное по сравнению с бензиновой системой давление нужно для того, чтобы мотор получал должное количество газа – ведь его плотность значительно меньше, чем у бензина. Кстати, для нормальной работы системы давление в баллонах нельзя опускать ниже 25 атм, поэтому восьмая часть газа должна оставаться неприкосновенной.

Голубое топливо впрыскивают газовые форсунки, установленные рядом с бензиновыми. Управление интегрировано в систему впрыска, а контроллер дополнен программой для работы двигателя на газе. Прорабатывается алгоритм, обеспечивающий интенсивный разгон, даже когда газа в баллоне почти не осталось, – автоматическое переключение на бензин, например при резких обгонах. Для облегчения пуска в мороз система проверит температуру воздуха и охлаждающей жидкости и сама решит, на каком топливе пускать двигатель – на газе или на бензине. Для последнего оставлен 15-литровый бак, что в соответствии с международными требованиями позволяет называть автомобиль однотопливным (бензин считается резервным горючим).

До кризиса предполагали, что газификация поднимет цену машины на 35 тысяч рублей, но с учетом выросшего курса евро ориентироваться придется тысяч на пятьдесят. Впрочем, производство такой машины до сих пор под вопросом, существующие газовые версии пока представлены в виде прототипов.

ЗА И ПРОТИВ

Допустим, газовая «Приора» будет дороже бензиновой на 50 тысяч рублей. На эти деньги можно купить без малого 3 тонны бензина и обогнуть на них земной шар по экватору (40 тысяч километров)! Найдутся ли у метана более сильные козыри?

Заправка газом занимает от 6 до 20 минут, а сколько его закачали, точно не скажешь. Значит, наверняка будет недолив-недодув, уменьшение запаса хода и переплата.

Баллоны-торпеды под брюхом хотя и не занимают багажник, зато съедают дорожный просвет, что для многих владельцев неприемлемо. Кроме того, хлопотна зимняя эксплуатация газового автомобиля. Холодный пуск возможен только на бензине. Причем перейти на него нужно загодя – лишняя забота. Машина на центнер тяжелее, мощность и момент двигателя снижены на 10–15 процентов, в результате налицо заметная потеря энерговооруженности.

Теперь о надежности и долговечности. Прогар выпускных клапанов двигателя, длительное время работающего на газе, – обычное дело. Избежать этого без существенного увеличения степени сжатия невозможно, но тогда придется забыть о бензине.

Получается, что переход на сжатый газ решающих преимуществ не дает. Поэтому, кстати, лишь немногие автопроизводители более или менее массово выпускают газовые версии.

Встанет ли на конвейер предлагаемый вариант «Приоры» и будет ли он востребован? Осмелюсь предположить, что, несмотря на существенную экономию в цене топлива, до массового производства все же не дойдет. Как и до перевода кухонных плит на бензин.

Подпишитесь на «За рулем» в