Гонки на траве

Гонки на траве

Какую страну следует считать «первооткрывателем» вида, сейчас трудно установить. Однако неоспорим тот факт, что в этом деле тон задавала Австралия: в 1917 году самым популярным считался травяной трек в Ньюкасле. Американцы также начинали осваивать травяные поля.

Гонки на траве

А английские мотоциклисты, когда под рукой не было ипподрома, все еще проводили соревнования на дорогах. Чтобы их организовать, нередко перекрывали движение транспорта, и все равно происходили несчастные случаи с увечьями и гибелью не только гонщиков, но и зрителей. В конце концов Автосоюз Великобритании (в те времена он курировал мотоспорт в стране) наложил запрет на все подобные мероприятия. Дальше все развивалось по классической схеме практики выживания: нельзя гоняться на общественных дорогах – будем отжигать в другом месте. И британцы переместились на поля. В 1923 году во время сельскохозяйственной выставки в Кембридже состоялась одна из первых официальных гонок англичан на траве. Она собрала свыше 20 тысяч зрителей. Но и после столь ошеломительного успеха получить разрешение на проведение гонок в пределах частных владений (а территории в стране сплошь частные) было сложно. Прошло еще несколько лет, прежде чем появились мотоциклетные «угодья».

Единого стандарта травяных треков тех лет не существовало, длина трасс колебалась от 400 до 2000 метров. Многие треки крутыми подъемами и спусками смахивали на современные трассы классического мотокросса. Прошли годы, прежде чем мотоспортсмены разных стран пришли к согласию: трассы должны быть овальными и плоскими. Вслед за одиночками появились и машины с колясками. Пионеры вида рассуждали просто: раз промышленность выпускает такие мотоциклы, то на них надо гоняться.

На траве использовали аппараты многих фирм с различными объемами двигателей. И только в 1931 году были приняты правила о делении по классам. Ввели и запрет на использование дополнительных устройств на покрышках против пробуксовки – и гонщикам пришлось проходить повороты с заносом.

Гонки на траве

Класс «травяных» мотоциклов с коляской быстро стал популярным, в том числе в силу того, что колясочники всегда тяготели ко всевозможным техническим ухищрениям. В 1928 году на одной из гонок в Великобритании появился мотоцикл с нестандартным – наклонным креплением коляски и приводом на ее колесо. 36 лет спустя, в 1964-м, звезда травяного трека тех лет Арне Хендриксен заявился к старту на машине марки Hagon с двигателем Jap (от мотоцикла-одиночки) и коляской, прикрепленной к раме мотоцикла горизонтальными шарнирами. И выиграл. В повороте и рулевой, и колясочник отставляли ноги в сторону, и каждый контролировал угол наклона своей части машины (боковой прицеп мог наклоняться вовнутрь поворота, следом за мотоциклом). И хотя объем двигателя составлял 500 смз – вполовину меньше, чем на технике соперников, почти всегда привозил экипаж к победе. Немногим позднее был учрежден отдельный класс для таких мотоциклов. Однако нововведение все же признали опасным чудачеством, и Автосоюз Великобритании постановил: коляска должна жестко крепиться к раме мотоцикла.

На Европу эти ограничения не распространились: сайдкары с колясками, которые крепились шарнирным соединением, придавали соревнованиям зрелищный эффект. Однако техника прохождения поворотов применялась уже несколько иная: с помощью руля-баранки, установленного на боковом прицепе, колясочник контролировал угол наклона коляски. Это требовало высокой слаженности действий экипажа. После серии серьезных несчастных случаев в 1974 году был введен запрет на «шарнирные» коляски и в международных соревнованиях.

Подпишитесь на «За рулем» в