Полеты во сне и на снегу

ПОЛЕТЫ ВО СНЕ И НА СНЕГУ

фото фирм-производителей

ТОЛЬКО СОЛО! С точки зрения обывателя, все спортивные снегоходы - на одно лицо: с коротким, на одного ездока, и горбатым в оконечности сиденьем, куцым ветровиком, без багажника. Мнящий себя знатоком добавит, что все они с узкой гусеницей ("не приведи Господь залезть в глубокий снег!") и чумовыми моторами.

А ведь еще не так давно буйны головы гоняли по заснеженным оврагам-косогорам на серийных машинах. Правда, загодя ликвидировав в них все лишнее ("диванное" седло, багажники, ветровой щиток) и подняв, насколько хватало ума, мощь моторов. Тяжеловесной для такого рода езды признали и широкую гусеницу - она отбирала у аппарата прыть и "вертлявость"ѕ Разглядев в чудачествах ухарей (а было их много!) золотую жилу, подтянулись компании-производители, стали трансформировать снегоходы, вводить в них всякие-разные хайтековские штучки. Опробовали самые мощные моторы, самые совершенные подвески, новые рамы, "железо" и пластик. И вот получите результат: сегодня более половины всех производимых в мире снегоходов - не "рабочие лошади", а "генераторы адреналина".

Если навскидку, то все "спорты" кажутся весьма неустойчивыми, требуют от водителя навыков виртуозно управлять сноубайком. И прав не самый восторженный ценитель, если скажет, что какой-нибудь пенсионер на зачуханном "Буране" проедет там, где самый крутой спортивный аппарат завязнет по уши. Еще бы, длина трака (по-нашему - гусеницы) чуть больше 3 метров, а ширина меньше дворницкой снежной лопаты (а ведь она как раз для того, чтобы копать снег) - 381 мм. Это при том, что вес аппарата - под 200 кгѕ Ну и пусть себе бурчат, земноходные. Мы-то, летающие, знаем, что в современном спортивном сноубайке (его снегоходом назвать язык не повернется) моторы объемом до "литра" выдают больше 150 л.с., и он способен разогнаться почти до 200 км/ч!

Еще об общих чертах "спортов". В сравнении с утилитарными и "туриками" они короткие, легкие и с большим ходом подвесок (до 250 мм - у лыж, 420 - гусеницы). Моторы - отдельная история. Числом цилиндров - не более двух, зато кубатурой - под "литр", они с жидкостным охлаждением и впрыском топлива. (К слову, системы впрыска топлива в 2-тактный мотор принципиально отличаются от таковых для двигателя 4Т. Но это особый разговорѕ) Если всех называть "поименно", то к продукции канадского концерна BRP - снегоходы Lynx и Ski-Doo - моторы поставляет австрийская компания Rotax, на машины американской компании Arctic Cat устанавливают движки 2Т от Suzuki, на американские же сноумобили Polaris - Liberty. Хотя 4-тактные двигатели внедряются и в эту группу снегоходов, пока их доля - менее половины.

КУРАЖ В СРЕДНЕРУССКОЙ ПОЛОСЕ. Спортивные модели разделяют на кроссовые и гоночные. Разница между ними невелика - в настройках вариатора и подвесок. У нас в стране ею пренебрегают. Что объяснимо: проводимые за год кроссы сосчитаешь по пальцам рук, специальных трасс - не больше. Вот отчего кроссовые и гоночные аппараты используются не по прямому, узкоспециализированному назначению. И уж тем более мало кто будет правильно использовать еще одну разновидность "спортов" - так называемые горные снегоходы. У них все "заточено" под езду на склонах (причем высокогорных), и эта "заточка" произведена отчасти в ущерб другим характеристикам, например, маневренности. Зато у горных снегоходов достаточно длинная гусеница (до 4 м), что позволяет им идти на штурмы крутизны по глубокому снегу. Собственно, только они одни из "сообщества" спортивных "летательных" аппаратов и способны по проходимости поспорить с ползучими "утилитарниками". Техника управления горным снегоходом несколько иная, чем обычным: с ними активно используют наклоны корпусом. Вот для этого-то у них высокий руль-хохолок. Вообще-то, езда на "горнике" требует больше сил и сноровки, чем на "спорте".

Подпишитесь на «За рулем» в