Вверх! вверх! вверх!

ВВЕРХ! ВВЕРХ! ВВЕРХ!

фото

Джорди СМИТА и Роджера МАРТИНА (США

ЕВРОПА ОТ ГРЯЗИ НОС ВОРОТИТ

Соревнования по подъему на холм проводятся по всему миру еще с момента появления мотоцикла. В англоязычных странах их называют двояко: англичане пишут Hill Climbing (то есть "подъем на холм") раздельно, в два слова и с окончанием "ing", а склонные к упрощению американцы слили их в одно - Hillclimb и без "инга".

В Европе под эгидой NHCA (National Hill Climb Association) за год проводят до тридцати соревнований на двух десятках холмов, в том числе на прославленном гонками ТТ и Superside острове Мэн. Здесь вошло в традицию соревноваться на асфальтированном серпантине. Протяженность трассы по холму - от 500 до 1500 (иногда и более) метров. Hill Climbing вобрал в себя черты травяных гонок и мотокросса. Заезды проводят в разных классах, в зависимости от типа мотоцикла и его кубатуры, в том числе в совсем экзотических - старинных мотоциклов и даже на трехколесных мотоколясках, произведенных в начале 20 века!

Лишь несведущий человек не заметит различий в технике езды по сравнению с той, что принята, скажем, в MotoGP. Например, виражи не проходят "с коленочкой" - вызвано это тем, что повороты в гонках по холму "случаются" гораздо чаще, и они более крутые. Приходится мгновенно "бросать" аппарат из стороны в сторону, но следить, чтобы не "закозлил" - холм все-такиѕ Соревнуются при любой погоде, никого не останавливают даже ливни. Конечно, результаты "на холмах" ниже, чем в шоссейно-кольцевых соревнованиях, но ведь все участники в равных условиях, а те, кто на менее мощных машинах, даже получают фору.

В континентальной Европе также проводят внедорожные подъемы на холм, но по своим правилам, отличным от американских. Популярны соревнования на мотоциклах постройки до 1970 года - Red Marley Hill Climb. Ценители неувядаемой мотоциклетной классики могут здесь увидеть "в деле" тщательно восстановленные AJS Matchless Norton и прочие Triumph'ы. Но такого размаха, как в Штатах, внедорожный Hill Climbing в Европе не получил, за исключением Франции, где ежегодно "оттягиваются" по американскому образцу.

БОЛЬШОЙ АМЕРИКАНСКИЙ HILLCLIMB

Это один из самых экстремальных видов мотоспорта, сравнимый по степени риска с суперкроссом и мотофристайлом. В Штатах у него давние традиции, и он породил специфические аппараты, которые нигде больше не используются: длиннющие монстры со сверхмощными моторами и специальными "зацепистыми" задними шинами.

Если в европейском Hill Climbing'е на гору по асфальтированной дорожке въехать можно в любом случае, и речь идет лишь о том, кто сделает это быстрее других, то в американском подняться на земляной склон, который чем выше, тем круче, удается далеко не всем, а подчас и вовсе никому. В этом случае спор идет за то, кто выше залетит, прежде чем покатится кубарем вниз.

Американский "штурм горы" - целая индустрия чемпионатов и местных состязаний. Шоу проводят во многих штатах и на разных мотоциклах - от детских, антикварных и кроссовых до "заряженных" нитрометановых самоделок, в которых от серийных моделей остается одно название. Каждый хиллклаймб привязан к определенному холму, у него многолетняя история, особые правила игры, кумиры и зрители. Меняются поколения, и тот, кто с соской во рту наблюдал, как взрослые дяди штурмуют кручу и катятся кубарем вниз, уже сам приводит с собой детей и внуков...

Первый подъем на холм в Америке состоялся в 1918 году. Колыбелью хиллклаймба считают городок Биллингс, штат Монтана, а "крестным отцом" - мотоклуб BMC, которому уже исполняется 92 года.

Вначале члены BMC просто колесили по дорогам штата и ни о чем не помышляли. Но однажды кто-то взял да и заехал на крутой холм. Всем понравилось зрелище, и вскоре хаотичные состязания переросли в официальный чемпионат штата Монтана. В 2005 году в городке Биллингс состоялась аж 87-ая "Битва на горе", но уже в статусе чемпионата США.

Первые мотоциклы для подъема на холм были стандартными Indian, Harley-Davidson и Excelsior. Но очень скоро отчаянные сорвиголовы решили: уж если прикалываться, то по полной! И начали строить монстров с 8-клапанными (на два цилиндра) головками, использующие спиртовое и азотосодержащее топливо для повышения степени сжатия, а значит, и мощности. Сегодня же в ходу аппараты, развивающие до 300 л.с. при рабочем объеме мотора до 1,5 л и весе под 300 кг.

История американского Hillclimb'а, как и любого вида спорта, переживала взлеты и падения. После первого успеха к нему остыли, что было связано с наступлением экономического кризиса, названного Великой Депрессией. Когда в конце 1930-х страна очухалась, в Биллингсе оборудовали трассу на Южных холмах. С 1948 по 1956-й соревнования проходили в двухгодичном цикле, а позже - ежегодно. 17 раз его провели в Биллингсе, а потом чемпионат пошел гулять и по другим штатам - Техасу, Калифорнии, Юте, а еще четырежды побывал в Канаде. И все же считается, и небезосновательно, что в Биллингсе один из лучших в стране холмов для хиллклаймба: и по крутизне склона, и профессионализму "ловцов" - бригады спасателей, которые страхуют участников от травм, когда мотоцикл выходит из повиновения.

Сегодня в США все мотоциклетные гонки координирует AMA (Американская мотоциклетная ассоциация). Она проводит и чемпионаты, включающие 15 гонок в штатах Индиана, Mиннесота, Огайо, Пенсильвания и Западная Виргиния. Крупнейшие и старейшие состязания в Америке - хиллклаймбы в Биллингсе и Widowmaker. Здесь призовой фонд достигает $40 000, а кроме того, дополнительно выплачивается $8000 двадцати лучшим наездникам в двух классах. Помимо того, проводятся Freemansburg Hillclimb, Beaverdale Hillclimb, Devil's Staircase Hillclimb, Moonshine Hill, Gunstock Motorcycle Hillclimb и другие...

ПРАВИЛА ИГРЫ

Участники соревнутся в нескольких возрастных группах - с 4(!) до 80 лет, в различных классах машин (их четыре) и в зависимости от уровня мастерства (любители и профи).

Цель каждого участника в любом классе - достигнуть вершины холма или, по крайней мере, заехать как можно выше. Некоторые холмы из года в год остаются непокоренными. Второй критериий успеха, кроме достижения наибольшей высоты, - лучшее время. Каждый участник в каждом классе стартует дважды, но засчитывается один лучший результат.

В профессиональном классе жесткие требования к мотоциклам. Каждый должен быть оборудован "отрывом" (шнуром соединяется ключ зажигания и тело участника, длина шнура - не более 45 см) и, по крайней мере, одним тормозом. Гонщик должен быть в шлеме и "панцире". Категорически запрещены тренировки на холме, перемещение по его окрестностям со скоростью выше 8 км/ч. Прогрев двигателей допускается лишь в специально отведенной зоне. Запускать мотор разрешают не раньше, чем за 30 секунд до старта - за это время надо занять место на стартовой линии.

Подъем не засчитывается, если водитель отпустит одной рукой руль или усядется в седло, держа обе ноги с одной стороны мотоцикла. Основанием для прекращения подъема считается падение или ситуация, когда спортсмен начал толкать аппарат.

В разные годы разделение мотоциклов по классам варьировалось. Основными критериями служили рабочий объем двигателя и тип задней шины. В последние годы правила устоялись, классов осталось четыре:

- 251-600сс Rubber Tyre Stock;

- 601-Open Rubber Tyre;

- 251-700сс Unlimited;

- 700-Up Unlimited.

Для классов 600- и Rubber Tyre Pro база мотоцикла ограничена 66 дюймами (1676 мм). Нарушение этого правила ведет к дисквалификации. Не допускается использовать средства повышения проходимости - можно лишь прореживать заводской протектор шины. Не допускаются никакие другие типы топлива, кроме стандартного бензина, а спиртосодержащее горючее или нитросы разрешены лишь в классе Unlimited ("Без ограничений"). К участию в классах 600- и Rubber Tyre Pro допускаются гонщики, которым исполнилось 15 лет.

Стартовые взносы составляют, как правило, от 60 до 100 долларов. За победу спортсмен получает $500, последнее оплачиваемое - 20-е место, призовые за него - 95 баксов.

ОРГАНИЗАЦИЯ "БИТВЫ"

Хиллклаймб - грандиозное шоу, сопровождаемое музыкой, тусовкой, всевозможными распродажами, кастом-демонстрациями и, разумеется, реками пива. На "раскрученный" экшн съезжаются до десяти и более тысяч зрителей, пресса и ТВ. Каждое состязание организаторы называют крупнейшим, старейшим и величайшим в мировой истории.

Трасса подъема обычно прямая, по нижней, наиболее пологой части мотоцикл максимально разогняется для штурма завершающей, самой крутой его части. Здесь несколько десятков метров уклона доходит до 80 градусов, а со стороны он вовсе воспринимается как вертикальная стена.

Это опасный вид спорта, поскольку подразумевает большую вероятность того, что мотоцикл будет падать вниз (при этом наездник, если не успеет отскочить в сторону, почти всегда располагается под ним). Чтобы действительно каждый праздник штурма горы не превращался в "Производство вдов" (так и называют один из этапов), организаторы принимают серьезные меры предосторожности. Во-первых, новичок или малоопытный гонщик никогда сразу не попадет на "мужской" холм - для таких подбирается склон с меньшей протяженностью и крутизной. Во-вторых, жестко проверяют соблюдение технических требований к мотоциклам. И в-третьих, на горе работают опытные спасатели: они стоят начеку в самых опасных точках с натянутыми альпинистскими веревками и крючьями в руках. Как только незадачливый наездник падает или переворачивается, на лету ловят крючьями мотоцикл или седока.

Подпишитесь на «За рулем» в