Изобретатель копейкин, не китаец — журнал За рулем

Изобретатель копейкин, не китаец

ИЗОБРЕТАТЕЛЬ КОПЕЙКИН, НЕ КИТАЕЦ

фото

автора

ИЗ ДВУХ ТАКТОВ — ЧЕТЫРЕ

Для затравки спросим: чем отличается 2-тактный двигатель от 4-тактного? Простецки возмутимся: «Да всем — это все равно, что сравнивать помидор с жирафомѕ» А что скажете об изобретении питерца Владимира Павловича Копейкина: он, представьте себе, сделал 4-тактный двигатель из... 2-тактного?

Стоило ли заморачиваться и устраивать 2-тактнику «генетическую» трансформацию? Вопрос бессмысленный — рано или поздно трансформация должна была произойти, ибо Владимир Павлович — изобретатель. Никто до него ничего подобного не пытался соорудить? Тем лучше!

Свой первый 4-тактник он построил еще в 1962-м. Его вдохновил мотор с фотографии английского мотоцикла AJS, любимой Копейкиным «классики». За основу взял движок от «Иж-56», в то время весьма совершенной машины. Сам сделал новый цилиндр, головку, распредвал. Полностью изменил систему смазки: установил в картер маслонасос, который вращается от той же цепи, что идет на распредвал. Подвел смазку к подшипникам коленвала (они смазываются под давлением) и в головку цилиндра к системе газораспределения. Два клапана и распредвал расположил вверху, привод — цепью с коленвала. Отфрезеровал новый шатун и установил ролики подшипника нижней головки с увеличенным диаметром (вместо 4х6 — 5х6), сам сделал сепаратор. Рабочий ход поршня остался таким же, как на «Иже», — 85 мм. За счет самодельного поршня объем двигателя возрос до 450 «кубиков» (чуть-чуть не дотянул до «классики„-„пятисотки“, как у AJS). Мотоцикл получился компактным, надежным, простым в обслуживании, ездить мог на низкооктановом бензине, начиная с 56-гоѕ И это уже в 1962-м!

А что же наш мотопром? Только в 80-х годах на заводе «Ижмаш» занялись внедрением лицензионного 4-тактного двигателя на базе Yamaha XT550. Но что-то там не заладилось...

Пока завод корчился в муках рождения «велосипеда», Копейкин вовсю рассекал на своем «Иже»: в Москву, на юг к морю, в выходные — на дачу. Аппарат не подводил, разве что из-за высокой мощности движка иногда шалило сцепление да раз в сезон «летела» цепь. В 1997-м мотоцикл у Копейкина угнали. Конструктор соорудил за два месяца такой же движок. Ну а «добавить» к нему мотоцикл — плевое дело. Раму взял от Pannonia. В системе зажигания использовал коммутатор от ВАЗ-2108 с датчиком Холла. Показал аппарат ижевцам, и те уговорили его отдать двигатель заводу на испытания.

Да пренебрегли предостережениями конструктора, касающимися эксплуатации, — сломали мотор, и в производство он, естественно, не пошел. Ижевский завод так и не собрал свой 4-тактный движок. А сегодня подбирает подходящий из китайских, собирается закупать, да все никак не подберет. А изобретатель Копейкин в свои 66 лет ездит на своем революционном мотоцикле по Питеру и делегатов от росмотопрома уже не ждет. Понял, почему не приедут: он же не Китай..

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Читать комментарии

Самые новые
Загрузка...