Шипы закревского

ШИПЫ ЗАКРЕВСКОГО

фото

из архива семьи Закревских

КОЛЕСА БЕЗ СТУПИЦ

ПЕРВЫЙ РЕКОРД

Он - человек "от сохи", вернее - "от топора": родился Николай Закревский в 1906 году в белорусской деревне Горбачи в семье плотника. Оказался в Москве в 13 лет. Свой первый мотоцикл собрал из запчастей. Когда исполнилось 18, купил старенький американский Indian и довел его до ума. Записался в мотосекцию Центрального автомотоклуба.

Первая серьезная гонка - в 1928 году на 1-й Спартакиаде народов СССР, здесь занял второе место. Последовали победы и призовые места на чемпионатах страны и других крупных соревнованиях. В начале 30-х удалось купить с рук 1200-кубовый дорожный Harley-Davidson, на его базе создал гоночный аппарат. Два года восстанавливал, делал почти все сам, в том числе поршни и кольца. На этой машине в 1933 году Закревский установил абсолютный рекорд скорости - 172,5 км/час. Небывалый по тем временам результат!

КАК ПРЕДАЮТ УЧЕНИКИ

Центральный автомотоклуб (ЦАМК), как и весь мотоспорт, в 30-е годы курировал Валерий Чкалов. Прославленного летчика назначали главным судьей многих соревнованийѕ Известно, человек он был властный, прямой, не терпел интриг и, пользуясь своим влиянием, не упускал случая поставить на место чиновников от спорта, тормозящих развитие достижений. Тем самым нажил себе врагов.

К гонщикам относился по-другому. С Николаем Закревским они стали друзьями, но эта дружба вышла боком спортсмену. Однажды на собрании ЦАМКа Чкалов с высоты президиума, оглядев зал, заметил на задворках Закревского. Позвал: "Колюня, иди сюда". Свободных стульев не оказалось, и он бросил председателю ЦАМКа: "Подвинься, здесь Коля сядет".

Это унижение руководитель клуба не простил. Но не Чкалову (кишка тонка!), а Закревскому. Абсолютный чемпион и многократный рекордсмен СССР даже не был удостоен звания "Мастер спорта". Повод нашли: у Закревского, дескать, нет учеников. Но Закревский воспитал Николая Шумилкина, чемпиона страны. Но, став им, по причинам, о которых можно только догадываться, Шумилкин неожиданно отказался от наставника. Заявил: "Всего я добился сам"... Таковы были те времена: предательство было вещью обычной и поощряемой.

ТОЛПА РАССТУПИЛАСЬ...

В довоенные годы мотоспорт был безумно популярен. На Центральном ипподроме, где проходили гонки, на трибунах яблоку негде упасть, у касс стояли огромные очереди, а на входе нередко возникала давка. Сын Николая Закревского вспоминает, как его, маленького, вместе с мамой и сестрой друзья отца протискивали сквозь толпу на соревнования. Когда провожатые выкрикивали: "Пропустите жену Закревского!", все расступались.

Его имя гремело: Закревский побеждал во многих соревнованиях - будь то гонки или рекордные заезды. Всегда выступал в абсолютном классе. Проводились гонки на 300 км, а иногда даже по маршруту Москва-Ленинград-Москва. Тяжелейшие условия! Дорожное покрытие весьма далекое от идеала, а мотоциклы, как мы теперь понимаем, были технически несовершенны. Запчасти достать невозможно, на одном комплекте резины ходили, пока та не разваливалась на куски. Порою покрышки укрепляли, накручивая на них изоленту.

К рекордным заездам допускали только лучших. Помимо умения ездить, следовало быть и превосходным - не меньше! - механиком. Это сейчас технику обслуживает целый штат специалистов, а тогда гонщик обязан был все делать сам. Мотоцикл Закревского "жил" в его квартире на Чистых прудах. Перед каждым соревнованием разбирался, ремонтировался и собирался заново. Бензиновую смесь готовили сами - стандартного бензина, пригодного для спортивного аппарата, в то время не существовало, и гонщики комбинировали, создавали "горючку" по своим рецептам, теперь уже утраченным. Мотоспорт требовал жертв и от семьи гонщика. Призовых выплат не существовало, а ведь техника требовала затрат. Зарплаты, естественно, не хватало...

Мотоспорт и сейчас небезопасен, а что говорить о довоенных временах! На соревнованиях в 1935 году Николай Закревский вылетел с трассы - лопнуло переднее колесо. Гонщика с многочисленными травмами головы, позвоночника и конечностей отправили в больницу. Отлежался, но хромота так и осталась до конца жизни.

Подпишитесь на «За рулем» в