…и увозят на штрафстоянку

…И УВОЗЯТ НА ШТРАФСТОЯНКУ

Запоминайте, какие существуют

основания для задержания транспортного средства

, - они перечислены в статье 27.13 Кодекса о правонарушениях (КоАП РФ):

- управление ТС при отсутствии документов на право управления им; регистрационных документов на ТС; страхового полиса обязательного страхования (за исключением случая, предусмотренного частью 2 статьи 12.3 - об этом чуть ниже) либо документов, подтверждающих право владения, пользования или распоряжения управляемым ТС в отсутствие владельца;

- управление ТС с заведомо неисправными тормозной системой, рулевым управлением;

- управление ТС при отсутствии права управления (кроме учебной езды), либо водителем, лишенным права управления;

- управление ТС в состоянии опьянения;

- нарушение правил остановки или стоянки на проезжей части, повлекшее создание препятствий для движения других ТС, либо остановка или стоянка в тоннеле;

- невыполнение водителем законного требования сотрудника милиции о прохождении медицинского освидетельствования на предмет опьянения.

Но задержать могут только ТС с рабочим объемом двигателя более 50 смз и максимальной скоростью более 50 км/ч.

Так что владельцы мопедов и скутеров могут забыть слово "штрафстоянка".

Думаю, не ошибусь, если предположу, что чаще всего у мотоциклистов "отнимают" их аппараты из-за отсутствия документов на транспорт. Даже если они есть, но вы забыли дома свидетельство о регистрации или "права", мотоцикл вправе увезти на стоянку. Исключение лишь для страхового полиса по обязательному страхованию. Следите за мыслью и не перепутайте: если аппарат застрахован, а полис - дома, штрафстоянка обеспечена на сто процентов. А вот если (соображайте!)

страховки нет в принципе, инспектор не вправе задержать аппарат

. Начнет спорить - сошлитесь на часть 2 статьи 12.37 КоАП РФ.

Каждый прекрасно знает, что нельзя управлять мотоциклом как без водительского удостоверения вообще, так и без открытой категории "А" в действующих "правах". Оба нарушения - "железное" основание "арестовать" мотоцикл на стоянку. Но не каждый знает, как поступают иные сообразительные: если произойдет чудо и вы тут же найдете и предоставите автоинспектору водителя с действующей категорией "А", то сумеете избежать наказания.

По закону (и пусть вас это не удивляет) не грозит штрафстоянка и тем, кто вообще не зарегистрировал мотоцикл. Главное - иметь при себе документы, подтверждающие, что мотоцикл - ваша собственность: справку-счет или договор купли-продажи. Да, вас накажут - ответственность

за управление незарегистрированным транспортным средством - устное предупреждение инспектора или штраф 50 руб. И все! Только учтите, что останавливать и штрафовать за отсутствие документа о регистрации может каждый инспектор, сколько бы вы их не встретили.

Норма закона о неисправности мотоцикла фактически не работает. Приказом МВД РФ запрещена проверка технического состояния транспортных средств, прошедших техосмотр в установленном порядке. К чему это я? Даже если на вашем мотоцикле вообще нет тормозов или у него вовсе не поворачивается руль, но вы предъявите талон о проведенном техосмотре, никто не имеет права задержать байк… Правда, эксплуатация такой машины - из области фантастики.

А теперь

о порядке задержания

. Выявив основания для задержания, инспектор составляет протокол об административном правонарушении, делает в нем отметку: транспорт задерживается. В случае, если водителю не исполнилось 16 лет, составляет отдельный протокол задержания мотоцикла. И вызывает эвакуатор. Но кроме протокола он

обязан составить акт приема-передачи задержанного аппарата в трех экземплярах

: один оставляет у себя, другой отдает нарушителю, третий предназначен для работников штрафстоянки. Стоимость "услуг" штрафстоянки (в Москве): 1809,2 руб. - за эвакуатор и 52,7 руб. - за каждый полный час стоянки. За первые три часа плата не взимается. Время хранения отсчитывается после этих трех часов и до того момента, когда водитель устранит причину задержания.

В иных случаях причину задержания можно устранить на месте, скажем, попросить друзей смотаться к вам домой за забытыми документами... Так-то оно так,

но инспектор не обязан ждать.

И тогда уж начинается гонка, кто быстрее поспеет - друзья с документами или эвакуатор. Кстати, важный нюанс: если расторопные приятели успели подвезти документы к моменту, когда мотоцикл еще только грузят на платформу эвакуатора, то, считай, успели - его уже не имеют права задерживать.

Когда же не успели и неприятность неизбежна, инспектор должен составить опись имущества, находящегося в ТС. Если мотоцикл увозят в отсутствии хозяина, инспектор обязан незамедлительно сообщить об этом в дежурную часть ОВД, а та, в свою очередь, устанавливает, кто владелец, и оповещает о случившемся его самого или его представителя. Самому узнать наименование подразделения ГИБДД, осуществившего задержание, и адрес штрафстоянки можно по телефону 02.

Чтобы

забрать мотоцикл со стоянк

и (это когда устраните причины задержания), необходимо сделать отметку в протоколе либо в акте приема-передачи. По закону такие отметки вправе сделать любое уполномоченное лицо - автоинспектор, который задержал мотоцикл, дежурный в соответствующем отделе ГИБДД либо их начальники.

Не позволяйте водить себя за нос: чтобы сделать отметку в протоколе или акте, время суток не имеет значения.

Даже если это нерабочее время отдела ГИБДД, отметку поставить обязаны! Получите отказ - вы вправе его обжаловать.

На основании отметки и подтверждения оплаты расходов на транспортировку и хранение мотоцикла он возвращается владельцу (или его доверенному лицу). А вот срок уплаты штрафа - особстатья:

никто не вправе требовать немедленной уплаты штрафа

за правонарушение в качестве обязательного условия выдачи транспортного средства. Потому что по закону срок уплаты - в течение 30 дней с момента составления протокола.

Если во время транспортировки или хранения мотоцикл повредят, потери возмещаются в соответствии с законодательством. Повреждения необходимо зафиксировать. И опять-таки не дайте себя обмануть. Как правило, работники стоянок предлагают владельцу подписать акт, в котором черным по белому написано, что владелец не имеет претензий ни к внешнему виду, ни к техническому состоянию ТС. Осмотрите мотоцикл, и

если у вас претензии все-таки есть, акт подписывать ни в коем случае нельзя

- требуйте либо составить акт о полученных повреждениях, либо сделать соответствующие отметки в акте выдачи мотоцикла. Вам отказали? Смело обращайтесь в милицию: такие действия работников стоянок могут квалифицироваться как разбой или грабеж - ведь они без оснований удерживают ваше имущество. Соответствующее заявление направьте в отдел милиции (либо прокуратуру) по месту нахождения стоянки. Как правило, после того, как вашему заявлению дадут ход, наглецы со стоянок становятся сговорчивее.

И всегда помните, что только приведенный в начале этого рассказа перечень может быть основанием для задержания мотоцикла - он исчерпывающий. Никакие другие нарушения не могут служить причиной задержания и эвакуации на штрафстоянку… Но если в вас есть хоть сколько-нибудь мудрости, вы не дадите повода даже притрагиваться к вашему мотоциклу. Кататься - более веселое занятие, чем вести разборки с милицией.

Подпишитесь на «За рулем» в