I. Остров Мэн – не только трасса

I. Остров Мэн – не только трасса

Островок крохотный – 48 км в длину, 24 км в самом широком месте. Но на нем столько всего уместилось! Унылые вересковые пустоши, поросшие лесом лощины, песчаные пляжи, одинокие замки, старинные города... И трасса самой знаменитой гонки всех времен и народов. Строго говоря, ТТ этого года – не сотая, а 89-я: во время мировых войн соревнования не проводились. Но разве может такая никчемная подробность заставить отказаться от путешествия на Эллан Ваннин – так остров называется на местном гэльском языке.

Хотя с самой высокой точки острова (621 м над уровнем моря) и можно увидеть сразу шесть королевств – Уэльс, Англию, Шотландию, Ирландию, Эллан Ваннин и Небеса! – он не входит в Соединенное Королевство. Остров Мэн – так называемое владение Короны (не станем вдаваться в нюансы государственно-правового устройства). Это древнее поселение викингов в 1266 году норвежский король передал Шотландии, а в 1765 году оно угодило под контроль британской монархии. Островом управляет губернатор – так же как Гибралтаром и островами в проливе Ла-Манш, и так же, как они, Мэн не входит в Евросоюз. В 2003 году гонку «Турист Трофи» анонимно посетил принц Уильям, старший сын Ее Величества. Как раз в том году компания Triumph отпраздновала свое возвращение в ТТ убедительной победой новозеландца Брюса Ансти в Supersport TT на 600-кубовой Daytona, а принц, завзятый мотолюбитель, чуть позднее опробовал эту гоночную машину. Лицо его мамы – на всех банкнотах острова Мэн; эти пластиковые деньги имеют хождение лишь на самом острове, и вы не сможете расплатиться ими в Англии, тем не менее их продажа туристам приносит ощутимый доход. Кроме того, эта земля – процветающий офшор, а своими низкими налогами (18%)* она привлекает таких резидентов, как бывшие чемпионы мира Superbike Джеймс Тоузленд и Нейл Ходжсон или их коллега по гонкам Supersport Эндрю Питт. Сейчас на острове живет 80 000 человек – 26 000 из них в Дугласе, самом большом городе. Но в дни гонок его население удваивается.

Не скажу, что мои личные достижения в гонках ТТ (благодарю судьбу – участвовал в них) были такими уж впечатляющими, но и краснеть они не заставят. Один раз финишировал четвертым, один раз пятым, один раз девятым. И дважды падал в таких местах, где другие разбивались насмерть. Я больше дюжины раз приезжал на остров Мэн, но все мои впечатления сводились к безустанным тренировкам на трассе и многочасовой возне с мотоциклом в боксах. И хотя в конце гоночной недели я, как и многие другие гонщики, клялся, что ноги и колеса моего здесь больше не будет, позже с удовольствием вспоминал Остров Моны (третье и самое романтическое его прозвище).

Как же давно это было!.. Когда я последний раз здесь гонялся, мой старший сын Эндрю только-только начинал ходить – а теперь он вырос и сам стал заядлым мотоциклистом. И мы с ним решили арендовать пару мотоциклов Triumph, чтобы прокатиться по знаменитому кольцу в свое удовольствие – за пару месяцев до юбилейной гонки. Хорошо, что эти весенние деньки оказались теплыми и солнечными. Пусть вас не обманывают пальмы на побережье – жители острова шутят, что у них не климат, а постоянно меняющаяся погода. Местные мифы утверждают, что эта земля принадлежит кельтскому богу моря Мэнаннану мак Лиру (в честь которого остров и получил свое имя), и высокий покровитель укрыл ее слоем облаков для защиты от враговѕ Сколько раз я проклинал его, влетая во время утренней тренировки в конце скоростной прямой в сплошную завесу тумана! Но на этот раз Мэнаннан решил, что я ему не враг.

Взятые нами мотоциклы как нельзя лучше подходят для путешествия по дорогам острова – хотя они, мотоциклы, совершенно разные. Тяговитый 2-цилиндровый Triumph Thruxton SS хорош на узеньких дорожках, петляющих по холмам, а 3-цилиндровый спортбайк Daytona 675 пулей летит по скоростным участкам трассы. Какое счастье: хотя в городках и деревнях полиция следит за соблюдением скоростного лимита очень строго, она не тревожит вас за городом – здесь ограничений просто нет!

«В мире осталось совсем немного мест, которые словно свалились с грузовика истории да так и остались валяться в беспамятстве на дороге прогресса. Таков остров Мэн – он так и застыл в свином студне 1957 года». Так написал английский юморист Эдриан Джилл о своем возвращении на остров после долгой отлучки. И знаете, ведь он прав! Посмотрите на эти телефонные будки в стиле арт-деко, двухэтажные автобусы, автомобили исчезнувших марок Riley и Morris Minor перед аккуратными коттеджиками, паровоз, совершающий регулярные рейсы между Дугласом и южным побережьемѕ А главное – это разлитое в воздухе чувство дружелюбия, когда пятиминутная остановка для дозаправки превращается в обстоятельный разговор «за жизнь». И эти живучие местные традиции и приметы. Например, когда вы едете из аэропорта в Дуглас, надо обязательно остановиться на Мосту фей и крикнуть: «Привет, феи!» – иначе до отъезда с острова вы попадете в беду. Как вы догадались, приезжающие на ТТ гонщики обязательно исполняют этот ритуал. Хотя и не без смущения. Но ведь лучше не сердить маленький народ, правда?

Подпишитесь на «За рулем» в