Теперь поговорим по-мужски

Теперь поговорим по-мужски
«ТАЙГА-Атака», снегоход

Как поведет себя новая модель «Атака» – ведь сейчас, во время теста, морозец ниже –20 градусов? Конструкцией предусмотрена подкачка бензина во впускной патрубок специальной клавишей, расположенной на передней панели. Подкачал, затем по-автомобильному повернул ключ зажигания – и мотор с первой же попытки заработал. Жаль, президент не видит.

Надежный запуск на лютом морозе обеспечивают, видимо, импортные комплектующие: японские карбюраторы Mikuni (их два, по одному на цилиндр) и электрооборудование от Ducati Energy (не путайте с Ducati Motor, это, как говорят в Одессе, две большие разницы).

Из любопытства поднял капот (кстати, изнутри покрытый толстым слоем шумоизоляционного материала), под ним – с виду совершенно новый мотор с четкими гранями «жидкостных» головок цилиндров. Такая система охлаждения – долгожданная для пользователя «фишка». Она уже несколько лет как апробирована на спортивных машинах, но никак не доходила до серии. О долгих мытарствах конструкции свидетельствуют отлитые на головках цилиндров надписи с прежним названием предприятия – «Рыбинские моторы». Хочется верить, раз новшество вводилось не впопыхах, его не будут сопровождать «детские болезни». Хотя под рубашкой охлаждения та же двухцилиндровая «пятисотка», знакомая по прежним моделям, новый мотор работает тише. Жидкостное охлаждение «наворочено» не ради «голого» новаторства или чтобы «снять» побольше денег с потребителей – оно более эффективно отводит тепло, что позволило поднять мощность двигателя до 60 л.с. А это уже как у «серьезных» рабочих снегоциклов ведущих мировых производителей.

«ТАЙГА-Атака», снегоход

Другая и не менее важная особенность «Атаки» – измененная подвеска лыж. Теперь она рычажная, как на абсолютном большинстве снегоходов. Такая система надежнее, у нее больший ход, конструкция предоставляет возможность подстраивать характеристики под конкретные условия езды. Для сравнения: на всех других «Тайгах» стойки телескопические. У них свои достоинства – амортизаторы с пружинами убраны в вертикально стоящие стальные стаканы, а те, в свою очередь, спрятаны под пластик обтекателя. Для хорошей проходимости – лучше не придумаешь! Но, с другой стороны, это не самый удачный вариант для придания комфорта и управляемости. Следует заметить, схема рычажной подвески выбрана довольно редкая – не с двумя (с каждой стороны) А-образными поперечными рычагами, а с одним поперечным и одним длинным продольным. Такую конструкцию применяют еще в паре-тройке моделей в мире. Рыбинцев потянуло на экзотику?

Я помнил, что написано в инструкции по эксплуатации: перед стартом рычаг режимов работы трансмиссии следует перевести из нейтрального положения в одно из трех рабочих: «вперед», «вперед на понижающей» или «назад». Куда конкретно совать рычаг, подсказывала картинка. А память напомнила, что передачи на других «Тайгах» включались фиговенько: по статистике дилеров, поломка КП – наиболее частая причина обращения в техсервис. К сожалению, ничего не изменилось, и по удобству обращения с этим узлом, не самым сложным в конструкции, машина уступает «фирменным». У тех для переключения достаточно прикоснуться к кнопке на руле.

Я неосторожно придавил рычажок газаѕ Не ждите продолжения «и снегоход полетел как пуля». Обозначу динамику так: стартовал гораздо резвее, чем все другие модели семейства «Тайга» (а их – под десяток).

«ТАЙГА-Атака», снегоход

Вот и поворот. Свешиваюсь по-мотоциклетному, даже больше чем нужно. Помню позорный случай, как в одном из тестов фирменного снегохода в первом же вираже «сделал уши». А все потому, что тогда только что вернулся из продолжительного пробега на «Тайгах» и привык к их устойчивости в поворотах, обусловленной значительным расстоянием между лыжами. У многих зарубежных снегоходов оно составляет всего 900–1000 мм. У обычной «Тайги» – около 1100, у «Атаки» – 1140...

Проходимость «Атаки» рождает чувство вседозволенности! Это потому что гусеница широкая – 500 мм. Такая «обувка» лишь у десятка, не больше, машин других производителей, а у тех, у кого «резина» еще шире (600 мм), чтобы пересчитать, хватит пальцев одной руки. Это к тому, что по проходимости «Атака» ничуть не уступает импортным одноклассникам. Правда, бытует мнение, что площадь опоры гусеницы не так важна, как мощность мотора – ведь можно, глиссируя, выезжать из любого снега. Соглашусь, но с оговоркой: до первой остановки. На одних пятках по воде тоже можно кататься...

А вот тормоза откровенно слабые. Понятно почему: они с тросовым приводом, и его недостаточно для такой тяжелой, а теперь еще и динамичной машины.

«ТАЙГА-Атака», снегоход

Снегоход большой, двухместный. Был бы он побогаче оснащен, в том числе и «удобствами» для пассажира, мог бы претендовать на место в туристическом классе. Но этот – типичный «утилитарник». Длинная подушка сиденья заканчивается регулируемой спинкой для пассажира. Под сиденьем, если отстегнуть пару защелок, внушительный по вместимости багажник. Позади пассажира еще один багажник, он рассчитан на 45 кг груза. Кстати, компания наладила выпуск прочных жестких кофров и удобных багажных сумок, предназначенных именно для своих моделей... Еще одна приятная и отнюдь не мелочь: обогреватели рукояток руля входят в штатную комплектацию аппарата. Но и они с ущербинкой: тепло выделяется в одном лишь режиме, регулятора нет.

Шестьдесят «лошадок» в моторе (это на десять больше, чем у прототипа-«воздушника») разгоняют до «максималки», равной немногим более 110 км/ч. С такими показателями уже не стыдно «поговорить по-мужски» с фирмачами-сноубайкерами. Хотя, конечно, у большинства зарубежных машин такого же класса скорости несколько выше. И комфорта тоже больше. Другое дело, давайте оценивать «Атаку», исходя из интересов российского потребителя – и тогда картина такая: соотношение цена/качество для нашего человека очень и очень привлекательно. В этом выводе учтен фактор надежности. А она за последнее время выросла. Равно как и развилась по стране дилерско-ремонтная сеть. Что еще как немаловажно: если, скажем, сломается «фирменный» снегоход (что маловероятно, но бывает), то пока закажут и доставят нужную деталь, сезон закончится. К «Тайге» же практически любая деталь у дилера в загашнике, и ее сразу получишь, даже в «медвежьем углу». Думаю, и этим президент страны остался бы доволен.

Подпишитесь на «За рулем» в