Бунт колеса

БУНТ КОЛЕСА

Обыватели с опаской смотрят на мотоцикл: всего лишь двухколесный, какой-то он неустойчивый...

И прародителем мотоцикла был велосипед, и в племени моноциклов первенец - монопед. Француз Руссо из Марселя построил его в 1869 году. Тогда пневматических шин еще не существовало - только в 1888 году их установил на велосипед английский врач Джон Бойд Данлоп. Удалось ли на этом чуде прокатиться, и если да, то какие он испытал ощущения - об этом история умалчивает.

Среди моторных одноколесников первым "засветился" на миланской выставке в 1904 году Garavaglia. Водитель располагался в кресле над двигателем и внутри единственного колеса диаметром два метра. Успех последовал колоссальный, и в начале 20 века чудаки-механики в разных странах соорудили еще несколько подобных аппаратов. Одна из гипотез объясняет, чем был вызван интерес к моноциклам в период между первой и второй мировыми войнами: где ни попадя валялись шины от списанных бомбардировщиков-бипланов. У самопальщиков чесались руки: куда бы это добро пристроить?.. Но в ту эпоху в бурном развитии пребывало все не то - либо сугубо утилитарные машины, либо военные для "юморных". Моноциклам не нашлось места. И о них на время забыли...

Второй всплеск интереса к одноколесникам возник в последние десятилетия прошлого века, когда появилась потребность чем-то публику удивлять. В этом отношении впереди планеты всей выступила Америка, а самым неугомонным моноциклистом стал Керри Маклин из штата Мичиган.

Начал с простенького одноколесника с мотором от газонокосилки, но чем дальше, тем больше входил во вкус. Следующее свое моноколесо оснастил 40-сильным двигателем с жидкостным охлаждением от снегохода и пневмошиной от сельхозтележки, применяемой при сборе винограда. Навесил на аппарат галогеновую фару, стоп-сигнал и, самое удивительное, официальный номерной знак, что открыло путь на дороги общего пользования. Между делом Керри установил рекорд скорости на Бонневильском соляном озере - 90 км/час. Но и этого оказалось мало мичиганскому монобайкеру: он построил супермоно с мотором V8 от автомобиля Buick, на котором Керри намерен превысить скорость 100 миль/час (185 км/ч).

Подпишитесь на «За рулем» в