Резиновые тайны — журнал За рулем

Резиновые тайны

РЕЗИНОВЫЕ ТАЙНЫ

ВЫБОР И ЭКСПЛУАТАЦИЯ ШИН

фото из 

архива редакции

«БОМБА» ДЛЯ ВРАГА

Каким бы навороченным ни был мотоцикл, его возможности могут быть реализованы только надежным контактом шин с дорогой. Шины некачественные, не соответствующие типу мотоцикла, его скоростным возможностям и грузоподъемности сведут на нет самые прогрессивные достижения мирового мотопрома, а в определенных ситуациях поставят под угрозу безопасность пилота и окружающих.

Лучше всего покупать шины в специализированном магазине. Особенно ответственно отнеситесь к выбору импортных шин для отечественных аппаратов.

Покупка «хоженой» резины возможна. Но покупайте осторожно. Глубина протектора по российским ПДД должна быть не менее 0,8 мм. Множественные микротрещины свидетельствуют о солидном возрасте «обувки» — «антиквариата» избегайте.

Понятное дело, это вещи элементарные. Но, как ни парадоксально, ими порой пренебрегают. Будто покупают «резину» врагу.

РАСШИФРОВКА ОБОЗНАЧЕНИЙ

Обозначения стандартизированы и включают в себя: наименование модели и фирмы производителя; размеры шины — ширину профиля (в миллиметрах или дюймах), отношение высоты профиля к его ширине (в процентах), посадочный диаметр (в миллиметрах или дюймах); расположение слоев корда (диагональное или радиальное); индексы грузоподъемности и скорости; максимальное давление воздуха в шине; дату изготовления (неделю и год); тип шины — камерная или бескамерная; направление вращения колеса. И наконец, на шине проставляется максимально допустимое давление воздуха.

Например, что такое «150/80–16 58Н»? Знаток скажет, что шина диагональная, имеет ширину 150 мм с высотой 80% от полного профиля и посадочным диаметром обода 16 дюймов. 58Н обозначает, что можно безопасно ехать с нагрузкой 236 кг на скорости до 210 км/ч.

Индекс скорости — это не то же самое, что скорость, с какой следует ездить, а максимально допустимая скорость, при которой нормально накачанная шина безопасна на дороге. Не беда, если скорость, зашифрованная в индексе, окажется значительно выше технических возможностей мотоцикла. Хуже, если наоборот. Тогда изготовитель покрышки не гарантирует ее сохранности при высоких скоростях. Случись что — и виноваты будете вы сами.

Индекс грузоподъемности указывает, какую максимальную нагрузку может нести шина. Не следует суммировать вес мотоцикла, водителя и груза и делить пополам. На заднее колесо приходится несколько больший вес (пропорция примерно 3:2). Запрещено устанавливать на мотоцикл новую шину с более низким индексом грузоподъемности, чем на оригинальных шинах.

ПРОФИЛИ

Шины с треугольным протектором (их впервые изготовила компания Dunlop) предназначены для дорожно-гоночных мотоциклов. Такой профиль значительно увеличивает площадь контакта шины с дорогой при движении мотоцикла с большими наклонами на поворотах, что позволяет проходить их, избегая бокового скольжения и возможной потери устойчивости на большой скорости. Особенно хороши шины треугольного профиля на извилистых дорогах.

В то же время замечено, что на маршрутах, допускающих очень высокие средние скорости, протекторы такого профиля изнашиваются быстрее. В первую очередь, это относится к мотоциклам с мощностными двигателями — у них чаще возникает пробуксовка ведущего колеса. Поэтому в гоночной практике и на дорожных спортбайках применяются также широкие шины со скругленным низким профилем, позволяющим увеличить площадь соприкосновения протектора с дорогой. Повышается сила сцепления колеса, что позволяет реализовать высокие ускорения мотоцикла и сделать торможение более эффективным.

Плоские шины (как у автомобиля) допустимы лишь на мотоциклах с колясками или трайках, которые не наклоняются при повороте. У всех «одиночек» профиль должен быть скругленным!

На мотоциклы прошлых лет устанавливали шины с более высоким профилем, чем на современные аппараты. Шина с отношением высоты профиля к его ширине (в процентах) H/В более 82% называется полнопрофильной, а менее — низкопрофильной. Если в обозначении не указано отношение Н/В, значит, она полнопрофильная. У низкопрофильных, по сравнению с традиционными, менее эластичные боковины, что повышает устойчивость мотоцикла на высокой скорости и делает его более точно управляемым. К сожалению, достигается это за счет комфорта водителя и грузоподъемности мотоцикла. Скоростные сверхнизкопрофильные шины (Н/В=60–50%) пригодны только для гладких шоссейных дорог с хорошим качеством покрытия, которых в нашей стране, за малым исключением, практически нет.

Ширина профиля В связана с шириной обода «б» соотношением б=0,70–0,75В, то есть чем шире шина, тем более широким должен быть и обод. Понятно, что чем шире шина, тем она внушительнее смотрится, но не надо забывать о естественном ограничителе ширины — цепи.

С одной и той же шиной более узкий обод ухудшает устойчивость и управляемость мотоцикла, а слишком широкий снизит эластичность шины и ее долговечность.

В зависимости от того, полнопрофильная или низкопрофильная шина, при одном и том же посадочном диаметре обода изменяется наружный диаметр (радиус качения) покрышки. Это означает, что для сохранения прежних динамических качеств мотоцикла следует изменять передаточное отношение трансмиссии или, попросту говоря, заменять ведущую (реже — ведомую) звездочку в цепной передаче на заднем колесе. Если же мотоцикл с карданной или ременной передачей, то от установки шин другой размерности лучше всего воздержаться.

Для сведения: 15-дюймовая высокопрофильная покрышка 170/80 имеет такой же радиус качения, как низкопрофильная 17-дюймовая 190/50.

РАДИАЛЬНАЯ ИЛИ ДИАГОНАЛЬНАЯ?

Заметили букву «R» или знак «-» в обозначении шины перед цифрой размера обода? Они обозначают различный способ укладки слоев корда (радиальная или диагональная). Диагональные конструкции («-») применялись на мотоциклах (и автомобилях) прошлых лет. В такой резине слои корда укладываются по диагонали, один поверх другого, под углом относительно продольной оси 40 градусов. Обычно укладывается четыре смежных слоя. Недостаток таких шин для мотоциклистов — большой вес, а значит, худшая динамика.

Конструкция диагональных шин устарела, но их продолжают выпускать для мотоциклов старых моделей, «спокойных» и тяжелых круизеров и аппаратов для бездорожья, где решающую роль играет большая высота профиля.

В радиальных шинах (типа «R») все нити корда каркаса расположены параллельно по радиусу от одного борта к другому. Нити корда брекера* лежат так же, как в диагональных, только под большим углом. По большинству эксплуатационных показателей (сопротивление качению, эластичность и прочность каркаса, износостойкость, ходимость и другим) радиальные шины превосходят диагональные.

Не рекомендуется (а во многих странах запрещено) устанавливать на переднее колесо радиальную, а на заднюю — диагональную: это опасно. И наоборот, радиальную заднюю можно совмещать с диагональной передней. Но лучше и этого не делать, а устанавливать обе покрышки одинаковой конструкции.

СОСТАВ

«Резина — она и в Африке резина!» — так думают многие о составе покрышек. На самом же деле в составе материала современных шин резина только в их основе, в остальном же это творение химиков. Количество и тип присадок определяют свойства шин и в конечном результате их поведение при езде. Скопировать можно рисунок протектора и размеры покрышки, а вот химсостав — никогда. Поэтому не удивительно, что оригинальная шина известного производителя и какая-нибудь дешевая азиатская подделка разнятся на дороге, как арабский скакун и пони.

Эффективность сцепления с дорогой определяется не только рисунком протектора, но и составом. Для каждого типа мотоциклов существуют свои характерные требования. Для спортбайков важно, насколько быстро шины нагреваются: нагретая обеспечивает более высокий коэффициент сцепления, чем холодная. Высокая несущая способность шины, актуальная для тяжелых кастомов и туреров, требует применения в составе шин других компонентов. Внедорожным мотоциклам необходима мягкость шашек протектора на скользких грунтовых трассах, а жесткость — на каменистых участках.

Совершенствование динамических свойств спортбайков во многом стимулировало улучшение состава резины — чтобы повысить коэффициент сцепления с дорогой. В то же время немаловажна долговечность шин, подверженных сильному истиранию под действием частых торможений и больших крутящих моментов, передаваемых ведущим колесом. Необходимость одновременно решать обе задачи создает большие трудности: шины с более мягкими сортами резины, пусть и улучшающими сцепление с дорогой, значительно быстрее изнашиваются. Специальные гоночные, для спортбайков изготавливают из наиболее высококачественных сортов резины, а для каркаса используют нейлоновую ткань. Применение этого материала позволяет сделать покрышку прочной, легкой, эластичной. Такие шины меньше нагреваются во время работы. Встречаются шины и с повышающим прочность стальным кордом.

ДАВЛЕНИЕ

Удивительное дело, но простейшая операция по уходу за мотоциклом — проверка давления в шинах — самая забываемая. А ведь во всех инструкциях предписывается: каждую неделю — «отдай и не греши».

Повышенное давление хотя и полезно как способ снижения сопротивления качению, но может вызвать ухудшение контакта между шиной и дорожным полотном. Кроме того, ускоряется износ середины протектора, изменяется поведение шины (и мотоцикла) на скользких покрытиях — ведь пятно контакта стало меньше. При этом воздействие на подвеску делается более жестким, нагрузки на амортизаторы увеличиваются... Грешат ездой с перекачанными шинами, как ни странно, наиболее «правильные» водители: они не забыли подкачать шины для перевозки пассажира или груза, а вот подспустить их до нужных параметров духу не хватает...

Гораздо опаснее езда с пониженным давлением в шинах, когда возрастает вероятность разрушения корда из-за повышенных деформаций, не говоря уж о неадекватном поведении мотоцикла в поворотах. Давление бывает пониженным по двум причинам: где-то идет утечка воздуха (тогда шину следует ремонтировать) или она была специально спущена водителем для езды по скользким покрытиям. В последнем случае не забывайте, что двигаться на приспущенной шине (давление не ниже 0,8 кг/см2) допустимо лишь вне твердых покрытий и на малой скорости.

Рекомендуемое давление обязательно указано на боковине шины и в инструкции. Его значение может различаться у разных моделей шин, поэтому при их замене следует уточнить, сколько требуется. О том, что измерять давление следует до поездки, когда шина еще не разогрелась (при разогреве давление может возрастать до 0,3 кг/см2), напоминает запись на боковине, рядом с рекомендуемым давлением — cold.

КАМЕРНЫЕ И БЕСКАМЕРНЫЕ

Покрышки со вставленными внутрь камерами широко применялись в былые годы, когда все колеса были спицованными. При установке бескамерной шины у таких колес возникли бы проблемы с уплотнением отверстий под ниппели спиц. Спицованные колеса некоторых современных мотоциклов (например, BMW) имеют специальную конструкцию обода, решающую проблему уплотнения.

Что нужно знать о камере? В случае прокола ее можно отремонтировать, желательно вулканизацией. Однако при этом всегда снижается ее надежность. Предпочтительней камеру заменить на новую. Производители рекомендуют менять камеру одновременно с покрышкой.

Обозначаются камерные шины словами Tube type или TT; отечественные мотоциклетные шины, по умолчанию, все камерного типа. Тем не менее они все реже встречаются на современных мотоциклах.

Бескамерные шины обозначаются словом Tubeless или TL. Нередко используют камеры как временное средство — до окончания ремонта бескамерной шины. Однако к этому прибегайте только в случае, если на шине нет маркировки TLO или Tubeless only («Только без камеры»). В этом случае внутренний размер шины не рассчитан под использование камеры, и такая мера может быть опасной. Кроме того, шинники утверждают, что длительное использование камеры внутри бескамерной шины вызывает износ «нежного» внутреннего слоя резины, и последующая эксплуатация шины в ее исходном бескамерном состоянии будет невозможна.

При замене бескамерной шины не забудьте об одной мелочи: следует также установить новый вентиль, вставленный в отверстие обода.

БАЛАНСИРОВКА

Дисбаланс колеса более ощутим (в виде неприятных вибраций), если он на переднем колесе и при езде на скоростях выше 100 км/ч. Даже если мотоцикл эксплуатируется на невысоких скоростях и его владелец невосприимчив к тряске, у неотбалансированного колеса значительно более короткая жизнь, чем у отбалансированного.

Балансировать шины следует после каждого отделения покрышки от обода. В этом заключается еще один «плюс» бескамерных шин: при небольших повреждениях их ремонтируют не разбирая колесо.

ЭСТЕТИКА

Все шины «выкрашены» в черный цвет только потому, что мы хотим их видеть такими. Цвет шины определяют специальные красящие добавки. Производителям ничего не стоит сделать их красными или голубыми, но нет уверенности, что их будут раскупать.

А вот к рисунку протектора не следует подходить из эстетических соображений. Он — важнейшее средство вашей безопасности — и ничего более. Особенно при дожде. Протектор передней шины снабжают преимущественно продольными канавками — они сопротивляются боковому скольжению колеса. При передаче больших крутящих моментов задней шиной полезно, чтобы на протекторе были поперечные канавки в сочетании с продольными, то есть рисунок шашечного типа или зигзагообразные канавки.

При езде по мокрой дороге весьма важно, чтобы вода имела выход из зоны соприкосновения протектора шины с дорогой. Если канавки протектора не выталкивают воду при вращении колеса, то мотоцикл превращается в глиссер и становится неуправляемым. Такое явление называется «аквапланированием» — скольжением шин по пленке воды.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ

На боковину шины наносят также стрелку-указатель (->), иногда с надписью Rotation, которая показывает требуемое направление вращения колеса. Если установить шину неправильно, не будет обеспечиваться отвод воды из протектора, и мотоцикл не «захочет» «стоять» в дождь.

Буква «Е» в кружочке с цифровым одно- или двузначным индексом подтверждает, что данная модель прошла сертификацию на соответствие Правилу № 30 ЕЭК ООН. Цифровой индекс — условный номер страны, проводившей сертификацию (Россия в реестрах ЕЭК ООН значится под № 22).

Каждый изготовитель шин наносит свой товарный знак. Особенности конструкции, заключающиеся в различном числе слоев брекера и каркаса или материале корда, также фиксируются на бортах. Например, надписи Tread: 4 plies (2 pliеs Rayon+2 plies Steel и Sidewall: 2 plies Nylon означают, что брекер шины 4-слойный, состоит из двух слоев вискозного корда и двух слоев металлокорда, а боковины из двух слоев нейлонового корда.

ХРАНЕНИЕ

Бывает, что шины и камеры куплены загодя или достались в наследство к технике секонд-хэнд. Позаботьтесь об их правильном хранении. Если этого не сделать, камера уже через год может превратиться в труху, а покрышка потеряет часть чудесных свойств. Мороз и солнце — это сочетание, показавшееся чудесным поэту, совершенно губительно для любой резины. Храните шины строго в темном помещении и при положительной температуре (норма +25°С), вдали от отопительных труб или масла. Знайте, что резиновая основа шин не терпит озон, который выделяется, например, при работе электромоторов (в случае искрения в щеточном узле). Камеры лучше всего держать полунакачанными. У сложенных камер складки со временем провоцируют образование трещин.

Понравилась заметка? Подпишись и будешь всегда в курсе!

За рулем на Яндекс.Дзен
Архивная статья
Количество просмотров8797
Оцените материал
0:0
Загрузка...

Купить свежий номер
«За рулем» можно здесь: