Есть ли будущее у «Дакара»?

Есть ли будущее у «Дакара»?

Буквально до последнего момента перед стартом никто и не подозревал о нависшей угрозе. Но сработали французские спецслужбы, и разве могли организаторы из французского холдинга ASO ослушаться свое правительство, «не рекомендовавшее» пересекать каравану из трех тысяч человек границу Мавритании. А ведь основные события юбилейного «Дакара» должны были развернуться именно в песках Мавритании: на ее территорию приходились восемь из пятнадцати этапов гонки.

На 550 транспортных средствах собирались выступать спортсмены из полусотни стран мира, в том числе 248 мотоциклистов. Очередную схватку за первое место ожидали между дважды выигрывавшим «Дакар» французом Сирилом Депрэ и испанцем Марком Кома. Им вполне могли составить конкуренцию француз Давид Касте, занявший второе место годом ранее, и чилиец Франсишко Лопес, пересевший в этом году на КТМ 660. Россия была представлена во всех зачетах, в том числе и «мото». На старт планировали выйти Алексей Наумов, Алексей Коломыцын, Арно Жакар и Андрей Якуба (последний незадолго до старта на тренировке повредил позвоночник и не приехал).

3 января, самый разгар процедуры технического контроля. Вспышки фотоаппаратов, микрофоны журналистов тянутся к победителям последних «Дакаров» – Депрэ и Кома. Но вот в пресс-центре среди журналистов пошла гулять настораживающая информация: Министерство иностранных дел Французской республики просит всех французских гражданѕ По радио выступил сам министр Бернар Кушнер: «Предупреждаем, это опасно...» Стало известно, что 24 декабря на юге Мавритании убиты четверо французских туристов и один ранен. Три дня спустя уже на северо-западе страны совершено нападении на военных – погибли троеѕ Лица всех стали напряженными, спорт отошел на второй план.

Как же так? Директор гонки Этьен Лавинь встречался с представителями властных структур Мавритании еще 27 декабря и получил от них гарантии обеспечения безопасности участников ралли. Министр внутренних дел заверил: две тысячи военных и столько же агентов в штатском обеспечат безопасность «Дакара». Однако уже 28 декабря на сайте МИДа Франции появились предостереженияѕ Но кто же осмелится посягнуть на «Дакар»!..

4 января. Участники не высказывали особого беспокойства: все предполагали, что укоротят или изменят маршрут гонки – такое бывало и раньше. В 1992 году не проводился этап между Нгигми и Нджаменой, когда гонщикам угрожали повстанческие группы в Чаде. В 1997-м – из-за столкновений между туарегскими племенами. В 2000 году пришлось сократить гонку на пять этапов на маршруте Дакар–Каир. В 2004-м – на два этапа между Нема и Бобо–Диуласо. Наконец, в прошлом году из-за террористической угрозы исключили два этапа в Мали... Но в 10 утра административные проверки приостановили, появилось объявление: «В полдень все приглашаются для оглашения важного сообщения». В культурном центре директор гонки зачитал официальное коммюнике, добавил несколько слов от себя:

– С большой грустью и разочарованием я довел до вас это обращение. «Дакар» оглушен.

На улице стало заметно: лица потерянные, улыбки вымученные, взгляды – в никуда. Все окончательно осознали, юбилейный «Дакар», который должен был стать одним из выдающихся и собравший рекордное количество участников, уже не состоится.

* * *

Можно ли было спасти гонку? Маловероятно. Предшествовавшие старту убийства и последовавшие за ними прямые угрозы в адрес ралли, – такие вещи нельзя воспринимать легкомысленно. В определенном смысле «Дакар» стал жертвой своей популярности. Террористы падки проводить смертоносные акции на крупных спортивных событиях, широко освещающихся в СМИ. Вспомним, начало этой подлости было положено в 1972 году в Олимпийской деревне Мюнхена, когда взяли в заложники, а затем расстреляли спортсменов Израиляѕ Но сейчас вопрос – о будущем ралли. Этьен Лавинь пообещал : гонке быть.

«Дакар» готовы принимать Аргентина и Чили. По дорогам (точнее, бездорожью) этих стран проходит красивое ралли Por las Pampas, в этом году – в статусе четвертого этапа чемпионата мира. Впрочем, на Земном шаре можно найти и другие территории, чтобы проложить маршрут длиной в 8–10 тысяч километров, например, в ЮАР, странах Персидского залива, Китае, Монголии, Австралии, Латинской Америки... В каждом из них есть пустыня, без которой невозможно представить «Дакар».

Как будет урегулирован финансовый аспект? Ведь отмена ралли больно ударила не только по участникам, но и субподрядчикам гонки, особенно стран, по которым был размечен маршрут. Гонщикам обещали компенсировать заявочные взносы – по 13 000 евро, стоимость заказанного через оргкомитет топлива, аренды оборудования безопасности и навигации. Но не остальные немалые затраты – на переезды, гостиницы, подготовку техники...

* * *

Полиция Гвинеи-Бисау задержала двух мавританцев, осуществивших нападение на французских туристов накануне старта ралли. На допросе бандиты заявили, что «лишили жизни неверных и пособников американцев» и «не испытывают никаких угрызений совести». Розыски третьего преступника продолжаются. Сразу после инцидента с туристами в Мавритании задержали восемь человек, подозреваемых в пособничестве террористам.

Подпишитесь на «За рулем» в