Трехколесный «супермозг»

Трехколесный «супермозг»
Can-Am Spyder, трицикл

Отдельное спасибо организатору – компании Rosan за то, что выбрала столь практичное для зимы место презентации: у приглашенных журналистов развилась бы вредная для здоровья фрустрация, если им не дали бы опробовать новинку на ходу. Оговорюсь сразу, в закрытом треке условия для маневра ограничены, но для первого знакомства – сгодится.

Аппарат хочется назвать космическим: внешность ошеломляет, он ни на что не похож. К какому роду транспортных средств его отнести – к автомобилям или все-таки мотоциклам? Дилемма кроется в технических характеристиках.

Can-Am Spyder, трицикл

Силовой агрегат – продукт дочернего австрийского Rotax, это V-twin жидкостного охлаждения объемом 990 см3, выдающий 106 л.с. при 8500 об/мин. Максимальный крутящий момент 104,3 Нм достигается при 6250 об/мин и обеспечивает достаточную мощность в широком диапазоне оборотов двигателя. На каждый цилиндр приходится по два распредвала. Они приводят в движение систему впускных и выпускных клапанов. Моментальную реакцию на открытие газа обеспечивает электронный впрыск EFI. Такая система питания – гарантия надежного запуска двигателя, а также его экономичности, фактор достижения высоких показателей динамики аппарата и, следует добавить, рекуперации. Поскольку российские экологические стандарты стремятся догнать и перегнать западные, следует по достоинству оценить и то, что содержимое выхлопа Spyder отвечает самым жестким нормам по защите окружающей среды, включая CARB, EPA и Euro-2.

Передача крутящего момента осуществляется простым в обслуживании ременным приводом. Использованная в конструкции машины 5-ступенчатая коробка передач разработана специально для Can-Am Spyder – как заявлено производителем, она придает плавность движению родстера во всех режимах. В качестве опции покупатели смогут заказать электронную секвентальную коробку передач с кнопочным управлением на руле.

Своеобразен «скелет» трицикла – он выполнен по технологии SST: основание – стальная центральная балка,

двигатель окружен каркасом рамы.

Can-Am Spyder, трицикл

Если не знать, о чем идет речь, и сыграть в угадайку (я назову, какая здесь «начинка», а вы скажете, об автомобиле говорю или мотоцикле), то скорее всего скажете: это свойственно авто. Давайте попробуем. Смонтированная здесь передовая электронная система управления CAN BUS объединяет в себе несколько отдельных «мозгов». VSS – система стабилизации, она сводит к минимуму риск потери контроля над управлением аппарата. В свою очередь, VSS руководит другими подсистемами. ABS – антиблокировочная система тормозов отслеживает вращение всех трех колес и изменяет усилие торможения при малейшем риске возникновения блокировки. SCS – система стабилизации курсовой устойчивости, этот «мозг«непрерывно анализирует направление движения и усилия, влияющие на курсовую устойчивость, и при необходимости корректирует действия водителя – подтормаживает то или иное колесо и снижает крутящий момент двигателя, если в конкретной ситуации он чрезмерный. TCS – антипробуксовочная система, она оптимизирует крутящий момент, передаваемый на заднее колесо, и тем самым помогает водителю разгоняться максимально эффективно, не прибегая к подруливанию.

Теперь о других частях искусственного интеллекта. DPS – управляемый компьютером усилитель руля, он вступает в действие на определенных скоростях и усложненных, как он «думает», профилях поворотов – и оптимизирует усилия рук водителя при повороте руля. EFI – дозатор, регулирующий количество топлива, которое впрыскивается в цилиндры – и смесь сгорает наиболее полно. Наконец, DESS – цифровая противоугонная система, она «заступает на охрану имущества» по команде электронного ключа, снабженного персональным кодом водителя.

Какова «мозговая» масса! И вправду, такой набор скорее встретишь на автомобиле премиум-класса!

На презентации удалось лишь вскользь познакомиться с трехколесной диковинкой: мини-тест (пара кругов по узкому, «затычному» картодрому) не дал достаточного представления о машине. Но некоторые яркие впечатления оставил. Хорошо помню немного пугающее ощущение пустоты под пальцами правой руки – они хватали воздух на торможении: у Can-Am комбинированная система тормозов (сродни той, что устанавливают на Honda CBR1100 Super BlackBird), которая приводится в действие педалью под правой ногой. Но привычного для мотоциклистов рычага тормоза на правом клипоне не ищите!.. Думаю, излишне говорить, что вили и стоппи на этом трехколеснике исключены. Непривычно для мотоциклиста и то, что аппарат нельзя в повороте наклонить – он поворачивает как квадроцикл. Если в том же повороте родстер по собственному «разумению» «решает», что вы переборщили с ускорением, он тут же нещадно душит скорость всеми своими многочисленными электронными системами – и возникает некомфортное дерганье, напоминающее «пляску святого Витта».

Смоделируем ситуацию езды в пробках. Лучше и не думать: то сродни ссылке в ад. Габариты не «пустят» проехать в междурядье. То есть, ты на автомобиле? Но крыши нет, кондиционера и магнитолы тоже – и череп в шлеме накаляетсяѕ С другой стороны, родстеры – не транспорт на каждый рабочий день, и лихой прохват по прогретому весеннему асфальту, вдали от городской тесноты принесет усладу телу и душе, а вместе с тем даст представление об истинном назначении и возможностях трехколесного чуда.

Во внушительный багажник трайка влезает два шлема. Ящик запирается ключом зажигания, эта багажная емкость объемом в 44 литра делает машину удобной для путешествий и шопинга.

Эксклюзивность Spyder подчеркивает широкий выбор опций и аксессуаров. Предложенные производителем шлемы, а также экипировка из кожи и текстиля, исполненная в едином стиле Can-Am, помимо того, что обладают прекрасными защитными свойствами, заставляют воспринимать водителя и машину как целое.

Много «вкусностей» от BRP для любителей «зажигать»: спортивный прямоток, литые 6-спицевые диски, даже заглушка для сиденья заднего пассажира. Все как для настоящего мотоцикла. Тот же, кто в душе прежде всего путешественник, не сможет не оценить высокое туринговое ветровое стекло, багажные сумки, спинку для пассажирского сиденья.

В Россию эти трехколесники будут поставляться двух цветов – ярко-желтого (Millennium Yellow) и стильного серебристо-черного (Full Moon). Старт продаж гибрида назначен на эту весну.

Дилер, компания Rosan, обещал, что цену «уложит» в $20 000.

Подпишитесь на «За рулем» в