Бумеранг вернулся в штаты

БУМЕРАНГ ВЕРНУЛСЯ В ШТАТЫ

Факт налицо: если еще несколько лет назад законодателями мод в кастомайзинге считались американские мастера (и, в общем-то, совершенно заслуженно), то сегодня их лидерство уже не настолько безоговорочно. Да чего уж там, даже сами американцы начинают понемногу это признавать. Это ж какому медведю надо сдохнуть за горой, чтоб такое случилось!

Комментируя сложившуюся на американской кастом-сцене ситуацию, Майкл Лихтер проводит интересную аналогию с явлением, известным в истории рок-музыки как «Британское вторжение» (British Invasion). Ритм-н-блюз и рок-н-ролл, которые в 50-х лавиноподобно распространились из США по всему миру, вернулись бумерангом в Америку в 1964-66 годах вместе с The Beatles, The Rolling Stones, The Yardbirds и иже с ними. Творчество «вторженцев», в свою очередь, оказало влияние на американскую рок-музыку того времениѕ Похожая петрушка, считает Лихтер, происходит в наши дни с кастомайзингом. Что же, теория, как минимум, красивая.

Ее автор вправе проводить такие параллели – музыка когда-то занимала не последнее место в его жизни. В молодости он слыл неплохим джазовым барабанщиком и одно время даже зарабатывал себе на хлеб, играя в группе, исполняющей би-боп. Все изменилось в 1977 году, когда Майкл повесил барабанные палочки на гвоздь и пустился в свой первый транс-американский вояж на только что купленном с рук Harley-Davidson Shovelhead 1971 года выпуска. В путешествии он начал фотографировать байкеров. В течение последующих нескольких лет снимки с запечатленными эпизодами из жизни ковбоев и мотоциклистов принесли автору признание. Он начал выставляться как профессиональный фотограф, и его работы неплохо продавались. В числе покупателей не только частные коллекционеры, но и серьезные учреждения, как, к примеру, Французская национальная библиотека в Париже.

Фотографии Майкла Лихтера начал публиковать журнал Easyriders, а ровно через десять лет после первого мотопутешествия (уже с контрактом с этим изданием в кармане) он отправился в свою третью поездку в Стерджис. С тех пор слова «Лихтер» и «Easyriders» – как «Ленин» и «партия». В том же 1981 году, после того как его персональную выставку в Дублине бойкотировала ирландская Лига благопристойности, Майкл разочаровался в «мире искусства», отказался от публичных экспозиций и целиком посвятил себя коммерческой фотографии. Услугами его студии в Боулдере, штат Колорадо, пользовались в том числе и гиганты, назовем только одного – IBM. Снимал он и рекламу для представителей американской кастом-индустрии: Big Dog Motorcycles, American IronHorse, Perse Performance, Weld Wheels, Legend Air-Ride.

Сегодня в активе фотографа и публициста Майкла Лихтера около тысячи статей для Easyriders, книги «Sturgis», «Choppers: Heavy Metal Art», «Top Chops», «Billy Lane: Chop Fiction», «Arlen Ness: The King of Choppers». В 2000 году он вернулся к публичным экспозициям и с тех пор ежегодно организовывает тематические выставки, которые пользуются неизменным успехом у публики, неровно дышащей к кастомайзингу. Тем более, что Лихтер взял за правило одалживать интереснейшие мотоциклы для украшения интерьера своих мероприятий у самых именитых мастеров. И те, не будь дураками, охотно идут ему навстречу.

Bottoms Up работы Тома Янсона-выходца из Швеции , а ныне главы компании Swede Built Custom Fabrication из Коннектикута.
Super WLA от Chica Custon Cycles. Компанию основал Ясуёси Чикадзава, более известный нам как Чика.
Канадская мастерская Trillion Industries под руководством Дерека Паулетто. Одна из последних работ-файтер Rovad c 2032-кубовым мотором S&S

One World Choppers – седьмая подобная экспозиция. Ее особенность в том, что на этот раз, кроме мотоциклов (по замыслу организатора, их подборка должна символизировать «кастом-интернационал»), выставлялись не авторские фотоработы Майкла, как обычно, а живопись и графика «импортных» художников, окучивающих мотоциклетную тему. А таких, как оказалось, не так мало – здесь вам и голландец Дакмен (за псевдонимом «Человек-Утка» скрывается известный «3D-кастомайзер» Марк ван дер Квак), и немец Михаэль Кнеппер, и канадцы Марк Лакурсьер (он же «Мотор-Марк») и Мэнон Элдер.

Основанная норвежцем Франком Педерсеном компания Motorcycle Works давно не нуждается в рекомендациях в среде чопперостроителей США.

Хотелось бы высказать мысль о том, что, как бы красиво ни звучали лозунги о всеобщем единении и, туды его в качель, глобализме, мир кастомайзинга долго еще будет сохранять однополярность. А потому и получается, что вливание в американский кастомайзинг извне носит зачастую радикальный характер – многие мастера просто-напросто собирают на родине манатки и покупают пресловутый «уан-уэй-тикет» – «билет в один конец», по-нашему. И «конец» этот – разумеется, США. Такой выбор сделали в свое время Джон Рид, Сирил Хьюз, Рикки Баттистини, Чика, Синья Кимура, Рассел Митчелл. И наверняка бог весть сколько еще кастомайзеров «единого

мира» втайне о том же подумывают.

Подпишитесь на «За рулем» в