Любовь к трем коронам

ЛЮБОВЬ К ТРЕМ КОРОНАМ
Крис Карлсон - счастливый обладатель гоночной Husqvarna образца 1934 года.

О генетике и клонировании нынче не рассуждает разве что совсем тупой и темный, так что ничего удивительного в том, что осведомленные энтузиасты выступают за возрождение сибирских мамонтов и шведских хаски. Вы удивитесь: ну, с мамонтами понятно, а что хаски-то возрождать? Эти ездовые собаки пока вымирать не собираются... Но у нас речь не о четырехлапых псах – о двухколесных. Конкретнее – о знаменитой гоночной Husqvarna образца 1934 года.

Эту клонировали не в секретных лабораториях НАСА, а в сельской шведской глубинке, вдалеке от высоких технологий и любопытных глаз. Обнаружил же эту мастерскую Крис Карлсон, нынешний владелец мотоцикла, о котором и речь. Владелец – швед по происхождению, но сейчас живет в Лос-Анджелесе, занимается обслуживанием автомобилей. Каких? Шведских, конечно!

Но прежде чем расскажем его одиссею, позвольте напомнить славную историю марки Husqvarna.

Вид мотоцикла с левой стороны.Настроенная система выпуска потребовала сделать выпускные трубы одинаковой длины, поэтому труба заднего цилиндра так выделяется.

Для большинства мотолюбителей она знакома прежде всего по блистательным победам на трассах мотокроссов и соревнований эндуро в 70-х годах. Однако ее корни уходят гораздо глубже – аж к 1689 году, к союзу шведских оружейников из маленького города Хускварна. В 1867 году эта гильдия была преобразована в Королевскую оружейную компанию. Поскольку Швеция уже тогда стала довольно мирным государством, ее заводы выпускали кухонную утварь, швейные машинки и велосипеды.

Первый мотоцикл компания сделала в 1903 году – заметьте, тогда же, когда появился Harley-Davidson. В велосипедное шасси конструкторы вставили бельгийский одноцилиндровый моторчик FN мощностью 1,5 л.с., соединили его ременным приводом с задним колесом. Любопытная деталь: инструкция по эксплуатации советовала в холодную погоду перед запуском движка разогревать карбюратор факелом из старых газет!

Более совершенная Husqvarna стартовала в 1909 году. Ее отличия: 548-кубовый двигатель V2 от швейцарской компании Moto-Reve*, 3-ступенчатая коробка передач, привод на заднее колесо цепью и подрессоренная передняя вилка. В 1919 году Husqvarna выпускала уже десять моделей. А еще через год дебютировала и первая машина с двигателем собственного изготовления – 550-кубовой нижнеклапанной 12-сильной V-образной «двойкой». Этот аппарат оставался в производстве до начала 30-х годов.

Зажигание - от магнето Bosch.

Так началось раздвоение: Husqvarna использовала как свои, так и покупные моторы. И когда в начале 30-х годов руководители компании решили атаковать мир Гран-при, ставку сделали и на британские двигатели JAP, и на собственную разработку инженера Фольке Маннерстедта. В 1930 году на Гран-при Швеции стартовали четыре гоночных Husqvarna: три с одноцилиндровыми моторами JAP (250 и 500 смз) и один со своей 500-кубовой V-образной «двойкой». И «двойка», разгоняясь временами до 165 км/ч, показала лучший результат – третье место.

В следующем году новые моторы Husqvarna показали завидную динамику, но в двух главных соревнованиях – Гран-при Швеции и «Турист Трофи» на острове Мэн – гонщики фирмы сошли из-за поломок выпускных клапанов. В 1932 году шведские инженеры установили клапаны из никелевой стали, усиленные картеры и коленвалы – и успехи не заставили себя ждать. В том году Гуннар Кален и Рагге Саннквист заняли два первых места на Гран-при Швеции (забегая вперед, скажем, что в этой гонке Husqvarna побеждала еще три года подряд).

Увы, случались и трагедии. В 1934 году Гуннар Кален разбился на Гран-при Германии, через две недели на Гран-при Бельгии погиб его товарищ по команде бельгиец Ван де Плюйм. То был черный год: не выжила ни одна заводская машина – все утрачены в авариях. Победа Стенли Вудза в Гран-при Швеции в следующем, 1935 году, стала слабым утешением: вскоре боссы приняли решение закрыть гоночную программу...

И теперь вернемся к Крису Карлсону: каким чудом к нему попала машина образца 1934 года? Признаемся: это точная реплика, воссозданная по заводским чертежам, из тех же материалов и по технологиям 70-летней давности. То есть абсолютно аутентичная копия – вплоть до ощущений – и тактильных, и характерного звука из двух выпускных труб одинаковой длины.

Почему именно Husqvarna TT 1934 года? Вот как объяснил это сам Крис:

– Я влюбился в этот байк, еще когда был 14-летним мальчишкой. Приятель чуток постарше меня стал покупать мотоциклетные журналы. Рассматривал их – и всей душою запал на Honda: тогда, в 1969 году, на рынок только-только вышла первая 4-цилиндровая СВ750. Но в одном из этих журналов наткнулся на рассказ об отчаянных шведских парнях, которые в 30-е годы гонялись на Husqvarna. И о том, насколько страстно шведы увлекались мотогонками. Представьте: крохотный городок, в котором 1500 жителей, в дни соревнований принимал 300 000 гостей! На эти дни приглашали знаменитых артистов, представьте, даже оркестр Дюка Эллингтона!.. Та статья с фотографиями о гоночной Husqvarna 1934 года крепко засела в голове. И о Honda я уже забыл.

Рычаги, резинки - все как 70 лет назад.

Страсть у нашего героя вновь вспыхнула через 30 лет. В 1999 году один из приятелей Криса собрался в Швецию, и Карлсон попросил его разузнать, нельзя ли где-нибудь раздобыть гоночный аппарат 1934 года? Тот позвонил из Швеции и чуть ли не с обидой: «Да надо мной все смеются! От тех мотоциклов не осталось ни гайки!»

Но пытливому всегда повезет. Чуть позже другой приятель Карлсона, проживающий в Швеции, продавал свой Vincent Black Lightning 1950 года, всего с 85-ю милями на спидометре. Крис свел его с главным торговцем мотоантиквариатом в США. Швед приехал в Лос-Анджелес для завершения сделки, и вот тогда-то Карлсон услышал от него о некоей мастерской в глубине скандинавских лесов.

– Он рассказал о парне по имени Йоста Свенссон – тот изготовил некоторые детали для реставрации Vincent’a. Так вот этот селянин изготавливает еще и узлы по заказу музея Husqvarna. И больше всего поразило, что Свенссон собрал мотоцикл по образцу гоночного аппарата 30-х годов, и его мотор проработал целых 10 000 часов.

Вскоре Карлсон уже летел с семьей в Швецию. Жене и детям он объяснял, что неплохо бы повидать старых друзей да родственников (но мы-то с вами знаем, что его влекло на родину). И в один из дней Крис посетил затерянную в лесах мастерскую. Вот как он вспоминает свой визит:

Фрикционный демпфер рулевого управления.

– Поначалу Свенссон держался настороженно – подозревал во мне одного из назойливых зевак. За беседой выпили по несколько чашек кофе, и, похоже, я выдержал экзамен на право называться истинно увлеченным мототехникой. Хозяин повел в мастерскую – там-то у меня захватило дух! Сколько же здесь интересного – настоящий музей! Заметьте, никаких компьютеров: оборудование – как в кузнице. Йоста показал реплику 1000-кубового гоночного двигателя JAP – ее он изготовил собственными руками, а затем синьки... той самой Husqvarna 1934 года. И, наконец, сам мотоцикл! Да как! Вскочил в седло и понесся по петляющей меж деревьев дорожке с изумившей меня скоростьюѕ Естественно, я сделал предложение продать аппарат – и услышал отказ. Предсказуемый, но все равно страшно досадный.

Однако уже в Лос-Анджелесе Крис услышал в телефонной трубке голос Йосты: он готов продать вожделенную Husqvarna!.. Но не ту же самую: Свенссон взялся построить еще один мотоцикл!

Прошло еще три года, и в сентябре 2007 года в аэропорту Лос-Анджелеса взволнованный Карлсон получил бесценный груз – гоночный аппарат с цифрой 14 на номерах.

Цилиндры и головки двигателя - из алюминиевого сплава, а картер изготовлен из магниевого.

А уже буквально через несколько дней Крис представил свое сокровище на 32-м El Camino Bike Show в Калифорнии. И с ходу взял два главных приза: кубок лучшему довоенному европейскому мотоциклу и награду от спонсоров шоу... Случаются же и в жизни истории со счастливым концом.

Кстати, подлинная (не реплика) гоночная 2-цилиндровая Husqvarna хранится в Риге, в Rigas Motormuzejs. Правда, это модель образца 1935 года.

ТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

Модель Husqvarna 500TT

Модельный год 1934

Сухая масса 132 кг

Макс. скорость 200 км/ч

Двигатель - 2-цилиндровый, V-образный, 4-тактный

ГРМ - OHV 2 клапана на цилиндр

Рабочий объем 498 см з

Макс. мощность 44/6900 л.с. при об/мин

Карбюратор 2хAmal, d 25,4 мм

Охлаждение - воздушное

Сцепление многодисковое - сухое

Коробка передач - 4-ступенчатая

Тормоза - барабанные d 180 мм

Подпишитесь на «За рулем» в