Некоторые любят поострее

Некоторые любят поострее

Итак, рецепты: свести к минимуму радиальную податливость шарниров и увеличить угловую жесткость подвесок, укрепить колодцы телескопических стоек передней подвески, поколдовать над амортизаторами. Спортсмены применяют и «специи», запрещенные рядовому автолюбителю – например, укорачивают поворотные рычаги рулевой трапеции или вводят ручное управление распределением тормозных сил по осям.

Мы проверили эффективность дозволенных допингов на пожилом «сорок первом» – заменили сайлент-блоки металлическими сферическими шарнирами (в просторечье ШС). Их установили вместо штатных верхних опор телескопических стоек, резинометаллических шарниров рычагов передней подвески, поперечной штанги и амортизаторов задней подвески. ШС закрыты чехлами и заполнены смазкой. Задние амортизаторы и патроны амортизаторных стоек – фирмы «Кони», регулируемые. Усилия установлены по верхнему пределу.

Кроме того, в передней подвеске верхние опоры стоек связаны дополнительной распоркой, шарниры штанги стабилизатора заменены шарнирами растяжки от «восьмерки», а подушки штанги стабилизатора – в Волговские. В задней подвеске поперечная штанга изготовлена из трубы, а на балку наварен усилитель, увеличивающий угловую жесткость.

Естественно, все это потребовало соответствующих доработок в деталях автомобиля.

Дорожная практика в полной мере подтвердила теорию. На малых скоростях и при маневрировании в тесных переулках повышенная острота управления проявляет себя мало. Зато увеличившаяся вибронагруженность автомобиля – в полной мере. Это ощущается везде – на руле, сиденьях, полу. И в дальнейшем шероховатости городских магистралей и загородных шоссе – швы, стыки, выбоины и колодцы – воспринимаются не только мягким местом водителя, а всем его нутром. Как в трамвае, идущем по булыжному полотну вместо рельсов! А шины были обычные – омский «Матадор», модель МР7, размер – 185/65R14.

Впрочем, к вибрациям быстро привыкаешь и они уже не раздражают, поскольку отвлекает более приятное. Ведь «думать» машина стала быстрее. Иногда кажется, что она опережает твои желания. Еще не успел решить, объезжать колодец или проехать по нему, а автомобиль с ювелирной точностью уже выполнил «переставку». В плотном потоке транспорта или на загородной трассе при частых обгонах или объездах выбоин высокая острота управления полезна. К тому же крены станут меньше.

Но оказалось, что у медали не две, а три стороны. Третья – повышенная утомляемость в дальней дороге. Водитель устает не только от вибраций и шума, но и от напряжения – за таким рулем не расслабиться. Парируя порыв ветра, косую волну на дороге или меняя позу, рискуешь оказаться в опасной близости к обочине. Конечно, простому смертному такая раллийная чувствительность автомобиля вряд ли нужна. Ездят же с удовольствием на «десятках», никак не упрекая их за сниженную остроту руля. «Москвич» по этому параметру отнюдь не хуже «десятки». Но дело скорее в амбициях водителя, а не в технике.

С некоторыми решениями можно и поспорить. Например, замена подушек и шарниров крепления задних амортизаторов ШС вряд ли ощутимо сказывается на управляемости, а вот вибрации на кузов передаются гораздо жестче! Если уж доводить идею до логического завершения, то скорее штатные шарниры штанги стабилизатора нужно было заменить «шаэсами».

А еще – ресурс. И шарниров, и кузова. Хотя авторы ШС заверили, что после пробега 50 тыс. км ни износа шарниров, ни трещин на кузове не отмечено, неизвестно, что будет к сотне тысяч. И дальше.

Впрочем, если человек говорит «хочу» и готов платить, почему не выполнить желание?

Фото Павла Трошкова

Подпишитесь на «За рулем» в