На 10 лет: Интервью с президентом АВТОВАЗа

В апреле этого года АВТОВАЗ в два раза улучшил продажи по сравнению с другими кризисными месяцами. С этой оптимистической ноты топ-менеджеры компании начали презентацию Программы развития (бизнес-плана) предприятия до 2020 года. В отличие от прежних стратегий, больше похожих на пожелания, Программа, одобренная Правительством РФ, значительно более реалистична. Вот единственно возможный путь, который должен устроить всех, – такая мысль пришла в голову после презентации.

Утилизация – рывок в рентабельность

- За 26 дней апреля мы продали 43700 LADA. Думаем по итогам месяца реализовать около 50 тысяч машин, рассказал президент АВТОВАЗа Игорь Комаров. – Как известно, эта госпрограмма вызвала ажиотажный спрос на наши автомобили. По данным Минпромторга, на 26 апреля почти 80% выписанных свидетельств выданы на приобретение LADA. К 26 апреля по госпрограмме утилизации мы продали уже 23,5 тысячи автомобилей. Помните, как до начала программы многие сомневались в ее эффективности? Но мы пошли на риск и увеличили программу производства, несмотря на низкие продажи LADA в январе-феврале – запланировали на март выпуск 38000 машин… Сегодня не можем сразу удовлетворить всех желающих купить LADA по госпрограмме утилизации – не хватает наших собственных возможностей и возможностей поставщиков, хотя и они увеличили свою производственную программу, и организации автоперевозок… Сейчас все вопросы поставок автомобилей по госпрограмме утилизации у нас под особым контролем - мы сведем к минимуму негативные моменты. АВТОВАЗ считает этот федеральный проект очень важным.

В течение четырех месяцев планируем полностью обеспечить автомобилями все заявки, в первую очередь это касается "классики" - по LADA Kalina, LADA Priora и LADA 4х4 проблем вообще нет. Также сейчас выясняем точное количество заявок от ветеранов Великой Отечественной войны – они получат машины вне очереди, дилеры уже получили от нас соответствующие указания.

У компании есть будущее?

Программа развития АВТОВАЗа разрабатывалась с учетом общей стратегии развития российского автопрома до 2020 года. Вице-президент компании по стратегии Григорий ХВОРОСТЯНОВ акцентировал внимание на модельном ряде и фазах модернизации продукции:

- Продуктовый портфель АВТОВАЗа в 2020 году будет состоять из 9 моделей на четырех платформах – два седана, два хэтчбека, три внедорожника, универсал и коммерческий автомобиль. Это машины самых популярных в России классов – В и С, которые будут представлены в ценовых сегментах от самого бюджетного (210-280 тыс. руб.) до среднего (400-500 тыс. руб.).

Наша задача – удержать свою долю рынка за счет обновления существующего модельного ряда. Первая фаза (2010-2013 гг.) " Выживание и улучшение качества для сохранения лидирующих позиций" предполагает вывод на рынок бюджетного автомобиля, разработанного на базе нашей LADA Kalina (проект в сегменте В). Автомобиль придет на смену "классике", LADA Samara, LADA Kalina. Также в это время мы планируем начать производство первого автомобиля на платформе В0 – RF90.

В следующей фазе - " Экспансия" (2014-2017 гг.) АВТОВАЗ должен запустить 6 моделей. На этом этапе планируется выпуск BM-Hatch и его внедорожной версии B-Cross (на платформе В0); выход в верхнюю часть бюджетного ценового диапазона сегмента С; замена LADA Priora с использованием платформы В0; усиление позиций в сегменте внедорожников (SUV B/C) с запуском в производство моделей 4х4 и кроссовера класса С.

В фазе " Поддержание" (2018-2020 гг.) мы будем заниматься разработкой новых моделей, выпускаемых на рынок после 2020 года, и фэйс-лифтингом машин, запущенных в производство на двух предыдущих этапах.

Планируется развитие партнерства АВТОВАЗ-Renault для совместной разработки двигателя и коробки передач. Кроме того, АВТОВАЗ будет проводить тесты, изготавливать прототипы и разрабатывать компоненты для Renault. За французской стороной – обучение персонала и введение единых стандартов, кодов, номенклатуры.

Что касается производственного комплекса, АВТОВАЗ планирует сохранить в основном периметре стратегически важные виды деятельности - сварку, окраску и сборку автомобилей, крупную штамповку, сборку двигателей, коробки передач и шасси (в сотрудничестве с Renault для обновленного модельного ряда) и др. Для повышения эффективности компании часть видов деятельности будут выделены с сохранением контроля над ними.

В числе прочего планируется серьезное развитие бизнеса запасных частей, поскольку сегодня доля АВТОВАЗа на этом рынке значительно ниже в сравнении с ведущими автопроизводителями. У этой сферы деятельности компании – значительный потенциал, позволяющий повысить объемы производства запчастей для увеличения общей выручки.

Краткий диалог об АВТОВАЗе

- Как АВТОВАЗ будет стимулировать спрос после окончания действия госпрограммы утилизации?

Игорь КОМАРОВ:

- Мы просчитываем действия после окончания госпрограммы утилизации. В числе мер – стимулирование дилеров за счет ухода от фиксированной маржи к переменной, определенное изменение условий поставок автомобилей, работа с банками по расширению возможностей кредитования и снижению долговой нагрузки по процентной ставке.

У нас продолжается рекламная кампания под девизом: «Разница? Разница есть!», будет также действовать кредитная программа "ЛАДА ФИНАНС – LADA В КРЕДИТ», по которой на льготных условиях можно купить наши автомобили.

- Увеличение объемов производства АВТОВАЗа подкреплено помощью федеральной власти. А поставщики тоже в сложном положении, а должны наращивать объемы производства?

- Проблемы поставщиков - в центре нашего внимания, мы активно участвуем в решении вопросов по их долгам банкам, по их техническому развитию для выпуска продукции требуемого нами качества. Надо понимать – поставщики могут получить инвестиции, если у них будет постоянный заказ. Объем заказа АВТОВАЗа возрастает - есть интерес со стороны иностранных компаний. Наша задача - сделать так, чтобы зарубежные производители автокомпонентов были заинтересованы в максимальном использовании технического и кадрового потенциала поставщиков АВТОВАЗа. Мы, со своей стороны, приложим все усилия для того, чтобы приходящие сюда предприятия работали вместе с нашими поставщиками, чтобы им было выгодно такое сотрудничество.

- В стратегии развития предусматривается серьезное увеличение инвестиций в персонал. Что вкладывается в понятие "развитие персонала"?

- Когда разрабатывалась Программа развития, мы прекрасно понимали, какую роль в реализации наших амбициозных планов играют люди – нужна квалификация, изменение подхода к обучению и подготовке кадров, мы говорим о серьезной реорганизации производства. Невозможно выполнить то, что мы должны, без подготовленных людей, тем более, что долгое время этому вопросу на заводе не уделялось должного внимания. Основные инвестиции в развитие персонала будут делаться в эти ближайшие два года – без этого невозможно модернизировать производство.

Как известно, уже сейчас идут стажировки сотрудников наших дочерних обществ на предприятиях Renault во Франции, Румынии, Москве, договорились и о стажировках на заводах Nissan.

- Программа развития предполагает приведение численности персонала к цифре 69 тысяч. Каким образом это планируется сделать?

- Во-первых, продолжится реализация программы аутсорсинга, что позволит нам оптимизировать численность. Кроме того, за счет поддержки Правительства РФ в Тольятти создаются рабочие места, в том числе и в особой экономической зоне; люди переходят в дочерние общества, есть естественный отток…

Подпишитесь на «За рулем» в