Весомый аргумент, или растаможка «по-псковски» — журнал За рулем

Весомый аргумент, или растаможка «по-псковски»

А вы знаете, что мотоцикл — не транспорт, а нечто вроде гири сложной формы? Оказывается, на таможне между ними не видят разницы. Тем более, что гиря дороже.

001_MOTO_0510_087

001_MOTO_0510_087

Житель Пскова Юрий Каныгин решил приобрести мотоцикл. Подержанный Suzuki DR650 он присмотрел за границей. Уточнил на таможне порядок оформления и размеры платежей, затем ввез купленный мотоцикл на территорию РФ и растаможил на Псковской таможне. Все сборы уплачены, ПТС получен, впереди — российские просторы. Но, как говорят англичане: «Жизнь — не только пиво и боулинг». Через два месяца Юрий получает письмо из таможни, в котором говорится, что уплаченная сумма неверна и ему следует доплатить, а заодно погасить набежавшие пени. Аргумент чиновников привел Юрия в изумление: «в связи с тем, что мотоцикл не является транспортным средством». О как!.. Тогда, простите, что это? Бытовой прибор? Средство связи? Таможня ссылается на положения письма ФТС России от 12.08.2008 № 15­12/32730 «О ввозе товаров физическими лицами» (разъяснения к Таможенному кодексу РФ), согласно которому мототехника (мотоциклы, мопеды, мотороллеры, квадроциклы и т.д.) к транспортным средствам не относятся. То есть это просто товар, и таможенный сбор должен рассчитываться по весу (свыше 35 кг — 4 евро за 1 кг). Открываем Таможенный кодекс РФ (от 28 мая 2003 года N61 ­ФЗ). В главе 23 есть что­то, отдаленно напоминающее определение: «под транспортными средствами понимаются автотранспортные средства и прицепы, морские (речные) суда и воздушные суда вместе с запасными частями к ним и их обычными принадлежностями и оборудованием, ввозимые или вывозимые физическими лицами исключительно для личного пользования». И все! Никакой классификации. А термины «мототехника» или «мотоцикл» отсутствуют вовсе! Про мотоциклистов просто забыли? Интересно, тогда на каком основании на «товар» выдается ПТС (паспорт транспортного средства)? Или дядя-­таможенник превратился в эдакого волшебника, который своей магической печатью «Выпуск разрешен» превращает «товар» в «транспортное средство»? Звучит бредово...

С тем, что происходит за воротами российской таможни, мы будем разбираться. А пока допустим невозможное, что черное — не черное, и платить за него нужно, как за зеленое. Но вот вопрос — почему же Юрий, официально растаможив мотоцикл в апреле 2009­-го как ТС, в июне получил требование о доплате? Где было это письмо с августа 2008­-го? Псковская таможня объясняет это так: Северо-­Западное таможенное управление несвоевременно (т.е. почти через год!) уведомило их о существовании этого письма. В порядке ведомственного контроля нарушение было выявлено, и владельцам выставили требования о доплате. За неприменение действующего закона можно «получить по шапке» от вышестоящих органов, и крайними оказались псковские мотоциклисты.

А ведь доплаты не копеечные! Например, таможенная оценочная стоимость мотоцикла Юрия — около 30 000 руб., первоначальный таможенный платеж — чуть более 10000 руб. (как за ТС — 30%), а доплата, требуемая таможней, еще около 13 000 руб., да еще и пени с просто издевательской формулировкой «в связи с несвоевременной уплатой»! «Таможня заведомо ввела меня в заблуждение. Если бы мне сразу озвучили ту сумму, которую с меня теперь требуют, я бы не стал привозить мотоцикл, а купил бы его на внутреннем рынке, — говорит Юрий. — Мой приятель Константин скопил 600 евро, заплатил таможне сбор 180 евро, а теперь таможня задним числом потребовала доплатить сумму, которая превышает общую стоимость мотоцикла. Да еще и пени за их же ошибки. Где справедливость?!.. А теперь у меня обратного пути нет — я не могу отказаться от уже совершенной сделки и обязан заплатить по решению суда. Я считаю, что это просто рэкет, покрываемый законом!»

Основатель псковского мото­ клуба «Позитивная механика» Александр Бушуев тоже попал под этот каток, но его ситуация еще забавнее — мотоцикл растаможен за полтора года до претензий таможни и за два месяца до написания злополучного письма № 15­ 12/32730. «Включите логику! Это же бред какой­-то, — говорит Александр. — Как если бы вы сходили в ресторан, поели отбивные из говядины, заплатили по счету, а через полтора года обнаружили письмо с требованием доплатить несколько своих месячных зарплат и пени под предлогом того, что это была не отбивная из говядины, а блюдо из рыбы. Повар, видите ли, перепутал. И хотя вы знаете, что это была говядина, но все равно обязаны заплатить за нее, как за рыбу фугу». Так кто же все­-таки виноват — повар или посетитель ресторана?

В псковских судах прошло около 30 процессов по этому вопросу, и на всех признана правота претензий таможни. Хотя в главе 1, статье 6 ТК РФ черным по белому написано: «Пункт 5: Никто не может быть привлечен к ответственности за нарушение таможенных правил, если это нарушение вызвано неясностью правовых норм, содержащихся в нормативных правовых актах в области таможенного дела. Пункт 6: Государство возмещает убытки, причиненные лицам вследствие несвоевременного принятия, введения в действие и опубликования нормативных правовых актов, принятие которых предусмотрено настоящим Кодексом, а также вследствие недостоверности информации, предоставленной таможенными органами, за счет казны РФ в порядке, предусмотренном законодательством РФ». Но за собственные ошибки таможня отвечать не хочет. А суды их в этом прикрывают. Как же это понимать? Или может назвать эти слушания «Государство против мотоциклистов»?

И вот первая удача — Александр Бушуев суд выиграл! Судья не последовал «сложившейся судебной практике», а внял законам государства и законам логики. Естественно, таможня подала апелляцию. Но мотоциклистов поддержала прокуратура. «Должностными лицами Псковской таможни были допущены нарушения действующего законодатель­ства, — комментирует ситуацию заместитель транспортного прокурора Р. И. Смирнов. — При прове­дении таможенного осмотра вес мотоцикла фактически не устанавливался. Вес был указан в карточке транспортного средства, которая необходима для выдачи ПТС, и не является основанием для начисления таможенных платежей. В связи с этим требование о взыскании платежей является необоснованным».

Как честные граждане, псковские мотоциклисты подчинились решению судов и требуемое заплатили. Но борьбу прекращать не собираются — ими были поданы апелляции в областной суд. «Мы не остановимся, — заявляет Александр Бушуев. — Если потребуется, и до Страсбургского суда дойдем! Дело не в деньгах, в первую очередь мы за справедливость!» А справедливость — это когда нерадивый повар сам отвечает перед хозяином ресторана, а не подставляет вместо себя обманутых посетителей.

 4919
Оцените материал
0:0
Загрузка...