Совсем не темное прошлое SAAB

Самолетное прошлое есть в исторических активах многих автопроизводителей, но именно шведский SAAB сумел выжать из этого факта своей биографии максимальные дивиденды. Первым «земным» продуктом стал SAAB 92.

По порядку

Самый первый автомобиль марки SAAB в 1945 году создавала команда всего из двух десятков человек под руководством Гуннара Лунгстрема, занимавшего до этого пост конструктора отдела проектирования крыльев. Впрочем, это никого ничуть не смущало, так как никто из коллектива до этого не занимался машинами, а у большинства не было даже водительских прав. Может быть, поэтому у представителей SAAB до сих пор свой собственный, неповторимый стиль – создатели просто не знали, каким должен быть нормальный автомобиль.

Первенец, получивший обозначение SAAB 92001 или Ursaab (приставка Ur в шведском, также как и в немецком, используется для образования существительных, обозначающих нечто изначальное), вышел в лучших авиационных традициях. Его внешний облик скорее напоминал крыло на колесах, нежели привычные автомобили. Но не только это роднило его с небом. Выполненную в масштабе 1:10 модель прототипа в 1946 году испытали в аэродинамической трубе. В то время подобные процедуры были редким явлением, но для авиастроительной компании это являлось вполне привычным делом. В результате автомобиль продемонстрировал исключительно низкий для своего времени коэффициент аэродинамического сопротивления, равный всего 0,32. Эта цифра впечатляет даже сегодня. Например, у ВАЗ-2108 этот показатель составляет 0,46. А у новейшей Mazda6 – 0,27…

Из подручных материалов

Естественно, что у таких личностей просто обязан был получиться неординарный автомобиль. При колесной базе в 2,75 м длина машины равнялась четырем с половиной – в этом пространстве спокойно усаживались четыре человека. Двухцилиндровый двухтактный мотор мощностью 18 л.с. размещался спереди поперечно и приводил передние колеса. Для SAAB 92001 силовой агрегат с коробкой передач позаимствовали от немецкой малолитражки DKW – рядом с конструкторским бюро находилось кладбище старых автомобилей, куда частенько наведывались инженеры, выбирая не только отдельные узлы, но и целые машины для изучения конструкции.

Находчивость в создании автомобиля вошла у шведов чуть ли не в привычку. Так, формой для стальных панелей кузова первого прототипа послужили деревянные скамейки, которые позаимствовали из ближайших конюшен. Видимо, материал этих скамеек обладал нужными свойствами для работы кузовщиков. А изготовленный ранее полноразмерный макет из дерева вместо привычной краски покрыли сияющим черным гуталином. Будущий цвет прототипа чуть не стал камнем преткновения – руководство SAAB долго выбирало между синим и черным, пока кто-то не подсуетился и втихаря не закупил партию черной краски. Покрасили машину на фирме, специализирующейся на ремонте железнодорожных вагонов.

В то же время бензобак переехал из-под капота в пространство между задними колесами. Еще через год поменялись формы окна и багажника. Появилась опция в виде тентованной крыши – на люк большого размера натягивался кусок материи. Тогда же к мотору приспособили карбюратор Solex – c ним мотор стал развивать уже 28 л.с. В системе электрооборудования прижились фары Hella – до этого машины комплектовались американскими. В 1955-м установили электробензонасос. Этот же год ознаменовался и первым экспортом автомобилей в Великобританию – машину купил летчик Боб Мур, испытывавший до этого реактивный SAAB Tunnan J29, естественно, самолет, а не автомобиль. Он же и открыл первый дилерский центр в родной Англии. К 1957 году, когда 92-й уступил место 93-му, было сделано 20128 экземпляров этой модели.

Подпишитесь на «За рулем» в