Возвышенность

Возвышенность

Дело за малым - чтобы обратили на него внимание и заказчики. На открытой выставочной площадке "Валдай" - главный герой коммерческой экспозиции, он практически готов к серийному выпуску. По предварительным данным до 1 декабря грузовик должен получить одобрение типа, тогда же в декабре произведут контрольную сборку двух партий по 25 автомобилей. Ориентировочно на 2005 год запланирован выпуск 5 000 "валдаев" при проектной мощности - 25 000.

Издалека реальные пропорции оценить удается не сразу. Эффект объясним: по сравнению с уже выпускающимися моделями, которые в первую очередь рассчитаны на эксплуатацию в условиях сельской местности, "Валдай" более цивилизованный, и позиционируют его, как грузовик городского типа, если угодно "компактный". В отличие от тружеников села, он маневреннее, кроме того, стоит на колесах небольшого диаметра. Стало быть, ниже погрузочная высота - всего метр. Очевидны и другие плюсы: комфортабельность, техническая продвинутость, приятный облик, наконец.

А что же, спросите вы, неужели в городах не хватает "Газелей"? А не всех они устраивают. Маркетинговые исследования показали, что потребитель хочет нечто схожее в плане удобства работы, но с большей грузоподъемностью. Заметим, что на момент создания "Валдая" растущая ниша принадлежала "Бычку". ГАЗ принялся разрабатывать свой вариант позже, а это, как известно, бывает на руку - можно учесть ошибки и сделать лучше.

Они и сделали, не без оглядки на зарубежные образцы. Основные признаки импортных аналогов: дизель, бескапотная или полукапотная кабина. С кабиной нижегородцы решили не сразу - были попытки использовать конструкции МАЗа и КамАЗа, но в итоге остановились на специально доработанной "газелевской" (помните, про реальные пропорции?). Капот, крылья, фары и бампер оригинальные, как, собственно и весь окончательный дизайн. Существуют две версии кабин: стандартная и дубль. Заводчане прекрасно понимают, что в России на таких, как "Валдай" станут мотаться и в междугородние рейсы, однако какой-либо статистики по этому вопросу нет, поэтому полуторную кабину решили не производить. Базы тоже две: стандартная и удлиненная до четырех метров. Вы видите стандартную.

Теперь о том, что вы не видите, то есть об особенностях конструкции.

В основе "Валдая" узлы шасси модели 3309 и упомянутой кабины. Оригинальные узлы понадобились, когда кабину и шасси стали сопрягать. Первая надвинута на двигатель, и как следствие - нагрузка на переднюю ось увеличилась. Ось поставили оригинальную. Следующим шагом стал аналогичный "газелевскому" ГУР, но большего размера.

На первых образцах тормозная система была пневмогидравлической. Сейчас полностью пневматическая. Что важно - "Валдай" оборудовали немецкой ABS!

После первых испытаний стало ясно, что подвеска слишком жесткая, сказывались те самые небольшие колеса с высоким давлением. А как же комфортабельность и плавность хода? Подвесочники решили эту проблему: впереди применили малолистовые рессоры на сайлент-блоках, а сзади рессору без подрессорника. Поперечную устойчивость тоже обеспечили - в подвесках стабилизаторы.

Ну вот! Грузоподъемность 4 тонны, радиус поворота 7 метров, максимальная скорость - 110 км/ч. А что за мотор разгоняет? Во-первых, дизельный - бензиновый агрегат в принципе не предусмотрен и не разместится под капотом. Дизель же должен быть рядным, 4-цилиндровым, объемом порядка четырех литров. "Валдай", с которым мы встретились, тарахтит агрегатом IVECO, проводят работы с Cummins и Caterpillar. Основным мотором прочат минский ММЗ 245.7.

Такой автомобиль и предстал на выставке.

Если отечественным грузовикам чего и не хватало, так это аккуратности. А инструментом, который "выглядит", работать легче - известный факт. Кстати, существует и проект автобуса на базе "Валдая", но... Пока только проект. В теории, отдельный цех под автобусы можно построить и ГАЗ - вопрос инвестиций. На практике идут поиски стороннего партнера.

Осталось добавить, что реализацию "Валдая" доверят только тем дилерам, которые смогут обеспечить сервис. Их список еще не составлен. Но им, дилерам, следует готовиться к тому, что спрос на "Валдай" будет обязательно. Грузовик умудряется возвышаться и над "Газелью", и над старшими братьями. И уже сейчас - над выпускающимся конкурентом. По отношению к "Бычку" он должен стать дешевле.

..."Валдай" стоит на заводской площадке и уверенно рокочет дизелем. Капот нацелен в сторону ворот. На улицу.

Фото автора

Подпишитесь на «За рулем» в