Как работает адаптивный свет?

Когда кружишь по горному серпантину или сворачиваешь с загородного шоссе, так и хочется заставить свет фар изогнуться, чтобы увидеть – что же там, за поворотом? Однако упрямые фары светят прямо – в полном соответствии с законами физики. Но только не в том случае, если автомобиль оснащен системой адаптивного головного освещения.

Нет, адаптивные фары тоже не заставят свет изгибаться. Но они сами могут в случае необходимости повернуться таким образом, чтобы озарить ближайший вираж или увести в повороте луч света со встречной полосы и пощадить глаза других водителей. В их силах осветить «перпендикуляр» перекрестка, заглянуть в пешеходную зону с ее непредсказуемыми обитателями или сделать светлее полную неприятных сюрпризов обочину проселочной дороги. Более того, новейшие версии способны самостоятельно выбирать тот или иной режим работы в зависимости от дорожной обстановки. И их труды не напрасны: по данным европейских страховых агентств, автомобили, оснащенные поворотными фарами, попадают в ночные ДТП на 40% реже, чем машины с прямолинейным светом.

Понятно, что угол поворота таких фар связан с вращением рулевого колеса. Но не жестко и не напрямую: световой блок вместе с отражателями на точно заданный угол поворачивает специальный шаговый электродвигатель, команды которому отдает борткомпьютер. А тот, в свою очередь, ориентируется на данные датчиков, отслеживающих угол поворота руля, скорость автомобиля, его положение относительно вертикальной оси, а также работу ESP и даже стеклоочистителей. Все эти измерения нужны для того, чтобы сделать работу адаптивных фар максимально корректной. Например, сигнал о начале работы ESP означает, что автомобиль находится в заносе, и потому беспорядочные движения рулем, скорее всего, не соответствуют реальным изгибам дороги. Следовательно, в такой ситуации адаптивный свет будет неуместен, что дает повод системе отключиться, утвердив фары строго прямо. Если же начнется дождь и от стеклоочистителей поступит соответствующее сообщение, фары в вертикальной плоскости примут положение, позволяющее минимизировать ослепление светом, отражающимся от мокрой дороги.

Самой продвинутой системой можно назвать AFL, разработанную компанией «Хелла». В комплекте с ней идут вспомогательные фары освещения поворотов. Такое дополнение придется весьма кстати на неосвещенных крутых перекрестках, где пешеходы так и норовят выскочить под колеса в самый неподходящий момент. Дабы их присутствие на дороге не стало для водителя неприятной неожиданностью, на малых скоростях и при сильном повороте руля AFL включает сбоку от основного блока небольшой, но достаточно яркий источник света, который автоматически выключится после того, как движение автомобиля вновь становится прямолинейным.

МЫ РЕШИЛИ:

Адаптивными фарами обычно оснащают топовые комплектации автомобилей, но зачастую ее можно заказать отдельно. Стоят они недешево – от 15 000 рублей. Однако если приходится проводить много времени на ночных трассах, экономить не стоит.

Подпишитесь на «За рулем» в