Таможенный союз: кодекс «на троих»

Совсем недавно вступили в силу основные правила нового Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана. Что они принесут рядовым автомобилистам и как теперь проехать в гости к родственникам в Гомель или к друзьям в Кустанай?

Союз официально образован 1 января этого года, а с 1 июля заработал новый Таможенный кодекс. Зачем нужен этот союз? Как утверждают экономисты, при отсутствии таможенных барьеров внутри стран-членов и одинаковых таможенных требованиях для любого внешнего товара, откуда бы он ни ввозился и где бы он ни пересек общую границу, национальные экономики со временем объединяются в единый комплекс, как в Евросоюзе. За пять лет страны получат от этого дополнительно прирост ВВП на 17%.

Хотелось бы верить. Но поначалу мы слышим лишь о проблемах, которые возникают на пограничных переходах, о несогласованности документов и прорехах в законодательстве… Тем временем легальный бизнес, говорят, несет убытки. По данным Счетной палаты РФ, бюджет страны из-за изменений ставок ввозных таможенных пошлин потерял в первом квартале этого года 158 млн. долларов.

ИНОМАРКИ НЕ ПОДЕШЕВЕЮТ

Самые долгие и сложные переговоры между членами Союза были посвящены именно автомобильным пошлинам. Правительство РФ «в целях поддержки отечественного производителя» около двух лет назад ввело драконовские ввозные пошлины на подержанные иномарки. Они выше белорусских в четыре раза (по некоторым типам автомобилей – в 10 раз), казахских – втрое. Например, за «Ауди-А6» 2005 года с двигателем 3 л при ввозе в Россию придется заплатить 17,4 тыс. евро (по 5,8 евро за 1 см³), а в Белоруссию – 1,8 тыс. евро (по 0,6 евро за 1 см³). Была надежда, что с объединением трех стран любой россиянин сможет купить себе в Минске недорогой подержанный «Фольксваген», перегнать его домой в Липецк и поставить на учет без уплаты дополнительных таможенных пошлин (такая процедура действовала до начала 2000-х годов). Говорят, что в ожидании россиян некоторые белорусские дилеры закупили рекордное количество иномарок. Не тут-то было. До лета 2011 года установлен переходный период, во время которого белорусы и казахи смогут ввозить автомобили из-за границы в свою страну по старым ставкам (последние – не более одной машины в год на одного гражданина).

Таможенные посты остались лишь на внешних границах cоюза, на внутренних – между странами-участницами – они ликвидируются.

Россиянин сможет купить автомобиль в том же Минске или Усть-Каменогорске и ввезти его в РФ, только если авто оформили по месту ввоза до 1 января 2010 года – до начала деятельности Таможенного союза. Для переоформления необходимо лишь предъявить на таможне паспорт транспортного средства (ПТС), заполнить декларацию о том, что автомобиль действительно может быть ввезен без уплаты таможенных платежей (форма этого документа пока не определена). Не помешают и бумаги, свидетельствующие об уплате всех сборов в Белоруссии или в Казахстане. При этом машина должна соответствовать нормам Евро IV (постановление Правительства РФ от 12.10.2005 года № 609). Между прочим, эти нормы введены в самой Европе только два года назад. Если же ввезти в Россию из Белоруссии или Казахстана автомобиль, зарегистрированный там после 1 января 2010 года, то придется доплатить разницу между их и нашими таможенными «расценками». При этом требования к экологическому классу Евро IV сохраняются. Так что список автомобилей, которые можно ввезти беспошлинно из ближнего зарубежья, сокращается до уже ввезенных ранее марок и моделей. Не густо.

Между прочим, и по доверенности управлять белорусской или казахстанской иномаркой на территории России ее гражданин не может. А вот граждане союзных стран могут свободно приехать к нам в гости на своем автомобиле без всякой регистрации, но только на год. Правда, при условии, что сами автомобили и их владельцы имеют у себя на родине постоянное место жительства.

Что будет дальше, когда все нормы Таможенного союза вступят в силу? Таможенные ставки в трех странах уравняют; скорее всего, их везде поднимут до российского уровня. Это произойдет, видимо, в 2013 году.

ЛИЧНЫЕ ВЕЩИ

В Таможенном союзе изменились некоторые нормы и правила перемещения товаров для личного пользования физическими лицами через границу союза с Польшей, Украиной и Узбекистаном (глава 49 ТК ТС). На внутренних границах контроля не будет. Помимо гражданского паспорта, понадобится лишь пассажирская таможенная декларация. Она составляется в одном экземпляре (если есть что туда занести) и остается на таможне. Другие документы упразднены, в том числе таможенная декларация на автомобиль.

Без уплаты таможенных пошлин можно ввозить в пределы союза товары стоимостью не выше 1,5 тыс. евро и весом не более 50 кг (в РФ было 65 тыс. рублей и 35 кг соответственно) в расчете на одного въезжающего. И только если нормы превышены, придется заплатить пошлину – 30% стоимости объема превышения (но не менее 4 евро за 1 кг). Можно привезти алкоголь и пиво, но не более 3 л на одно лицо (старше 18 лет), 200 сигарет или 50 сигар.

Внутри Таможенного союза можно передвигаться беспрепятственно и возить в багажнике любые грузы в любом количестве, если они не запрещены законом.

Подпишитесь на «За рулем» в