Кроссоверы: Им любые дóроги дорóги

«Ниссан X-Трейл» с этого года обрел российскую прописку, а посему переживает вторую молодость. Но конкуренты не дремлют: корейская КИА выдвинула на рынок новый «Соренто», ну а «Джип» традиционно предлагает американское видение внедорожной философии. Которой из машин ближе наши дороги и образ жизни?

ДВОРЦОВ ЗАМАНЧИВЫЕ СВОДЫ

Как же хорошо смотрится этот бордовый «мачо» на фоне выжженного засухой пейзажа средней полосы! Напористый, ни на кого не похожий, настоящий «Джип» с большой буквы. Будь моя воля, я даже не ставил бы имя в кавычки… Наверняка эти восторги не разделят избалованные девушки и городские эстеты, для которых конец света там, где меркнет освещение и обрывается асфальт. Но они по-своему правы: сегодня уже мало пленить экстерьером. Тем более что и вылизанный «Соренто», и более угловатый «Х-Трейл» выглядят пусть и не так самобытно, но эффектно.

ПЛЮСЫ. Отличная проходимость, неплохая обзорность, достойная плавность хода.

МИНУСЫ. «Грузовая» управляемость, скромный багажник, тесный салон.

ОБЩАЯ ОЦЕНКА. 7,6.

РЕЗУЛЬТАТЫ ТЕСТА. Автомобиль для тех, кто часто преодолевает серьезное бездорожье и готов простить за проходимость целый букет недостатков.

«Чероки» – это шок! Перешагиваю узкий порог и попадаю в мир моды 30-летней давности: узенькая передняя панель, огромный, тонкий в сечении руль, вертикальное ветровое стекло – привет, дорогие восьмидесятые! Может быть, так и надо? Ведь мода, как известно, циклична. Привет, джинсы-варенки, кроссовки «Адидас» и вкладыши из заграничных жвачек.

Кузов «Чероки» не оторочен пластиковым обвесом, но благодаря лучшей проходимости меньше шансов побить его о камни.

Нет, господа-товарищи, время не повернуть вспять! Ностальгия не в силах пересилить чувства, возникающие в салоне «Чероки». Неудобные сиденья с узкими и плоскими спинками, громоздкий тоннель, не оставляющий ногам водителя и пассажира ни сантиметра лишнего пространства. Спасибо, конечно, что водительское сиденье отодвигает сервопривод, облегчая посадку. Но я предпочел бы этой опции регулировку руля по вылету, а ее-то и нет.

Жесткая передняя панель, ручка для пассажира... Интерьер «Джипа» – для настоящих мужчин.

КИА играет в любовь с первого взгляда: стреляет овалами глубоких колодцев на панели приборов, подмигивает синими логотипами Sorento на порогах, пускает мотор от кнопки, ублажает мягким пластиком и деликатными обводами панели. Здесь нет россыпи бескомпромиссных идей, зато эргономика почти безупречна. Придерусь лишь к упирающимся в затылок подголовникам, не дающим откинуть голову.

ПЛЮСЫ. Высококачественный просторный интерьер, встроенная навигация, низкий уровень шума.

МИНУСЫ. Скромная на фоне оппонентов динамика, посредственная геометрическая проходимость.

ОБЩАЯ ОЦЕНКА. 8,2.

РЕЗУЛЬТАТЫ ТЕСТА. Просторный автомобиль для тех, кому комфорт всей семьи и повседневная практичность дороже управляемости и проходимости.

Срисованная тысячу лет назад японская схема включения света понятна с первой секунды, настройки температуры и воздушных потоков наглядны, навигационная система свободно говорит по-русски. Вот он, лейтмотив 2000-х: к черту карту и огромные зеркала-лопухи, даешь парковочную камеру и навигатор!

Ахиллесова пята «Соренто» – выпяченный задний бампер. Характерный «бум» сзади часто гасит радость от преодоленного было участка.

«Ниссану» еще проще, чем КИА. Ведь он имел возможность поработать над ошибками, уже заслужившими порцию критики, когда «Х-Трейл» только вышел на мировой рынок. Модель вот-вот пойдет в продажу в обновленном виде, но и нынешний вариант не воспринимается устаревшим. Отличные, цепкие и при этом нежесткие передние сиденья, в меру строгая, не заунывная передняя панель с шикарными подстаканниками по бокам, ухватистый руль. Водителю здесь не хуже, чем в «Соренто», и даже в городском пробочном киселе настроение не падает вместе со скоростью.

ПЛЮСЫ. Хорошая динамика, удобное водительское сиденье, огромный багажник, легковая управляемость, неплохая проходимость.

МИНУСЫ. Высокий уровень шума, неинформативные тормоза, не самый просторный в задней части салон.

ОБЩАЯ ОЦЕНКА. 8,2.

РЕЗУЛЬТАТЫ ТЕСТА. Динамичный, послушный автомобиль, нацеленный в первую очередь на водителя и перевозку поклажи.

Каково задним пассажирам? У всех машин отклоняемые спинки сидений, на этом сходство заканчивается. Забраться в «Джип» уже маленький подвиг. Протискиваясь в поджатый квадратной аркой проем, непременно вытрешь порог брюками. В коленях места маловато, в плечах тоже, зато над головой – лепота! Точнее, звезды: тряпичная сдвижная крыша Sky Slider превращает «Ниссан» чуть ли не в кабриолет. Правда, эта опция требует отдельного заказа – в наличии таких машин не сыскать.

В светящемся желтом «глазу» – одометр, расходомер, указатель температуры и режима трансмиссии. Не слишком наглядно.

КИА звезд с неба не ловит, но именно в нем хочется везти самое ценное на свете – семью. Места хватит даже для троих взрослых, а уж двоим – раздолье. Попутно отмечу: КИА оказался самым деликатным по акустической нагрузке среди участников теста. В «Х-Трейле» и шум от дороги погромче, и места поменьше, особенно над головой. Так что первое место в этой номинации достается КИА. А как с ездовыми дисциплинами?

Уникальная опция «Х-Трейла» – мощные фары в релингах. С ними удобно пробираться в ночи, главное – не забыть, что под мотором нет даже пластиковой защиты (это опция).

ЗАВТРА ДАЛЬНЯЯ ДОРОГА

…выпадает королю. Мчать на джипе (нет, «Джипе»!) здорово по проселку: мощные рычаги почти грузового сечения позволяют игнорировать ухабы. Но как только выезжаете на шоссе и прибавляете газу, становится понятно: скоростная езда не его конек. Машина качается, словно яхта в пятибалльный шторм, в поворотах колеса норовят оторваться от асфальта, на неровностях по кузову пробегают вибрации. Задний привод наделил «Чероки» склонностью к заносу, бороться с которым непросто. Выходить на обгон тоже стоит заблаговременно. Четырехступенчатый автомат не блещет скорострельностью и на секунду задумывается при переходе на ступень ниже. Словом, быстрая езда на «Чероки» – это не развлечение, не заряд положительных эмоций, а скорее работа, причем не самая приятная. А как интересно на нем тормозить: машина клюнула носом, встала, присела на корму – вот теперь все, остановились!

Интерьер КИА симпатичен и современен. В дорогих комплектациях «Соренто» – русифицированная навигационная система.

КИА после «Джипа» – литерный в сравнении с бронепоездом. Хотя понимание этого приходит не сразу. В первый момент удручает разгонная динамика: светофорный старт «Соренто» проигрывает. Но если засечь время прохождения участка в десяток километров, КИА окажется быстрее других. «Соренто» охотно следует за информативным рулем, причем на прямых его можно смело отпускать – никакого рысканья, нервозности или срыва с траектории даже на неидеальном покрытии не последует. А вот склонность к заносу у «Соренто» имеется, но его успешно гасит система стабилизации ESC. Отменно настроен 6-ступенчатый автомат: переключает всегда в нужный момент и незаметно. Коробка не стремится преждевременно «уйти наверх», как это бывает в других автомобилях в борьбе за экономичность. Единственное, что вменю «Соренто» в вину, так это утомляющую вертикальную раскачку. Но все равно выхожу из машины после пары сотен километров почти как новенький, не то что из «Чероки».

Аналоговые приборы читаются неплохо, в отличие от показаний бортового компьютера бледно-зеленого цвета.

Помнится, некогда «Х-Трейл» чуть расстроил валкостью. Удивительно, но нынешний тестовый экземпляр склонен к ней куда меньше. Он хоть и пересчитывает дорожную мелочь, но позволяет лихо брать повороты. Возможно, амортизаторы того, предыдущего авто, были «уставшими».

По бокам передней панели «Ниссана» пара подстаканников, причем охлаждаемых!

Так или иначе, стандартный для всех автомобилей маршрут «Ниссан» преодолевает с еще большей легкостью, чем КИА, хотя вновь оценить машину по достоинству сумел лишь по прошествии времени. В первый момент заунывный голос вариатора скрадывает ощущение разгона, но сухие цифры замеров говорят: в достижении рубежа 100 км/ч «Х-Трейл» быстрее «Чероки» и «Соренто» на 1,2 и 2,4 с соответственно. Вариатор в сочетании с довольно отзывчивым акселератором удобен на обгонах и, естественно, полностью лишен толчков при переключениях. Минус трансмиссии: с нею высок уровень шума от мотора, работающего в зоне максимальной мощности, что и зафиксировала наша аппаратура.

Оптитронные приборы «Соренто» всем хороши: информативные, красивые, модные.

МЫ СВОЕ ПРИЗВАНЬЕ НЕ ЗАБУДЕМ

«Газу, еще газу!» – мудрый коллега мобилизовал не только многолетний опыт, но и силы, упершись в капот «Ниссана». За полчаса до этого я утопил «Х-Трейл» в песке почти по ступицы. Машина неплохо показала себя на твердом бездорожье благодаря 200 мм дорожного просвета, и мы потеряли бдительность. «Ниссан» легко съехал с дюны, а вот подняться задним ходом в горку не смог: мотор ревел, а закопавшиеся колеса вскоре вовсе перестали вращаться. Похоже, вариатор просто не рассчитан на такие экстремальные нагрузки. Ближе всего к месту событий находился КИА, но машины примерно равны по трансмиссионным возможностям – лезть туда же означало посадить и «Соренто».

В чем «американец» вне конкуренции, так это в высоте салона, особенно если над головой сдвижной тент во всю крышу.

В «Ниссане» водитель управляет трансмиссией, поворачивая кругляш рядом с селектором автомата. Переднеприводный режим хорош для экономичной езды по шоссе и городу; автоматический разрешает электронике перебросить момент на задние колеса в случае пробуксовки передних и выручает на скользком покрытии. Наконец, заблокировав муфту в приводе задних колес, вы увеличиваете шансы выбраться из нештатной ситуации своим ходом. КИА тоже по умолчанию переднеприводный, предусмотрена возможность блокировки межосевой муфты, которая работает до 40 км/ч.

Угол наклона спинки в КИА регулируется. По удобству посадки и простору «Соренто» в лидерах.

Обе машины снабжены системами спуска с горы, только в «Ниссане» электроника чересчур лояльна и позволяет разгоняться на крутом спуске даже быстрее, чем ждешь. Зато «Ниссан» способен проехать по жесткому бездорожью чуть дальше КИА благодаря более длинноходной подвеске и лучшей геометрии кузова. Камень преткновения КИА – задний бампер. На пересеченном рельефе высок риск повреждения. Среди прочих и эта особенность не дала нам подобраться к месту вынужденного отдыха «Х-Трейла». «Джип», ау!

Во втором ряду япон… простите, российской машины места для ног поменьше, чем в «корейце», да и крыша давит.

Вот когда настал звездный час «Чероки». В отличие от большинства одноклассников, «Джип» остался настоящим «проходимцем» и легко форсирует участки, которые не по зубам «Ниссану» и тем паче КИА. Успех обеспечивают сразу несколько решений. Во-первых, трансмиссия Selec-Trac II. Поворотом ручки подключаете передок, затем жестко блокируете оси и, наконец, активируете понижающую передачу (переключения сопровождают изрядные толчки в трансмиссии – как говорится, внушает!). Во-вторых, мотор немолод и выдает низкую литровую мощность, зато обладает солидным крутящим моментом с самых низов. В-третьих, лишь агрегаты «Джипа» защищены миллиметровым стальным листом (хотя под ним мы намерили «всего» 175 мм, контактная езда ему не страшна). В-четвертых, ходы подвесок, в том числе и задней зависимой, на зависть многим. В-пятых, у «американца» самые большие углы въезда и съезда. Ну и наконец, наш «Чероки» обут в зубастую внедорожную резину.

Порвав три троса, мы сплели из них способный выдержать требуемую нагрузку. И это была единственная сложность для «Чероки». Машина даже не попыталась буксовать и «выстрелила» «Ниссан» из песка с такой же грациозной уверенностью, с какой бывалый официант откупоривает шампанское.

Остается лишь ответить самому себе на вопрос: часто ли вы суетесь на такое бездорожье, которое грозит как минимум попортить машину, а как максимум – отправить вас в ближайшую деревню за трактором? Если ответ положительный, альтернативы «Чероки» нет. Если гложут сомнения, стоит расширить выбор: и КИА, и «Ниссан» – варианты достойные. Беспроигрышные.

МЫ ЖДЕМ ПЕРЕМЕН

В начале будущего года на российском заводе «Ниссан» стартует производство обновленного «Х-Трейла». Отличить его от машины, побывавшей в наших руках, можно по светодиодным задним фонарям, более современной головной оптике, видоизмененному переднему бамперу и решетке радиатора. Уходит в прошлое не самая удачная комбинация приборов: шкалы стали нагляднее, а дисплей бортового компьютера заметно крупнее. Изменилась размерность шин – 225/60R17. Опции российской версии пока засекречены, а вот японские покупатели получают в базовой комплектации массу приятных бонусов, например бардачок с термосом-холодильником.

Михаил Гзовский

«Будь я заядлым охотником, без колебаний выбрал бы «Чероки». Для вылазок всем семейством за грибами подойдет «Соренто». «Х-Трейл» – разумный компромисс, сочетающий хорошие ездовые повадки с неплохими бездорожными качествами. И даров природы в его багажник войдет больше всего».

Подпишитесь на «За рулем» в