MV Agusta продана!

Затратив 70 миллионов евро на покупку компании MV Agusta и вложив в ее развитие еще 40 миллионов, в конце концов Harley-Davidson продал ее прежнему владельцу – Клаудио Кастильони – за… 3 евро.
Клаудио Кастильони (справа) и его сын Джованни готовы вести MV Agusta к зияющим… пардон, сияющим высотам.

Итак, свершилось! Интрига, целый год державшая в напряжении весь мотоциклетный мир – кому же достанется прославленная марка? – получила достойное завершение. Нынешний президент компании Клаудио Кастильони (65 лет) и его сын Джованни (29 лет) выкупили у концерна Harley-Davidson 100% акций MV Agusta Motor S.p.A. Таким образом, они заполучили обратно легендарный бренд (а также семейную марку Cagiva), которые они продали американцам не так уж и давно – в июле 2008 года – за 70 миллионов евро. Кастильони-старший сохранил за собой пост президента, а его сын (закончивший London Business School и работавший в MV Agusta с 2002 года PR-директором) стал генеральным директором. Кстати, Джованни Кастильони успел еще и успешно заняться фэшн-бизнесом – теперь ему придется уделять моде лишь немногие свободные часы!

Между тем, Harley-Davidson грохнул не только те 70 миллионов: еще 40 миллионов евро он потратил на урегулирование долгов MV Agusta и разработку новых моделей – таких, как уже вышедшие на рынок модернизированные F4 и Brutale и грядущий 675-кубовый трехцилиндровый F3. Но когда в прошлом году «Харлею» стало худо, американцы признали вложения в MV Agusta «стратегической ошибкой», за которую придется заплатить. Так Кастильони получили компанию назад – за символические 3 евро. А ведь они были не единственными претендентами – на марку зарились еще четыре покупателя. Три из них – итальянские инвестиционные фонды, а вот личность четвертого куда более интересна. Это бывший президент и генеральный директор компании Ducati Федерико Миноли. Он возглавил фирму после того, как в 90-х годах прошлого века ее приобрел у тех же Кастильони техасский инвестиционный фонд TPG – и вывел ее из перманентного кризиса. На этот раз Миноли пытался раскрутить TPG на покупку MV Agusta – но не вышло.

Кейт Вандел,президент Harley-Davidson Inc., расстался с MV Agusta без сожаления.

«Вот уж не думал, что вновь получу компанию в свои руки, - признался Клаудио Кастильони после подписания соглашения. – Но я сделал бы все, чтобы марка не оказалась в руках этих акул из инвестиционных фондов. Эти финансисты не имеют представления о том, как обращаться с такими славными брендами. А их надо пестовать, как деревья в ожидании урожая, а не бездумно обрезать ветви во имя сокращения расходов. (А ведь все эти высокие соображения не помешали Кастильони в свое время продать Ducati фонду TPG – А.К.) К счастью, люди в Harley-Davidson думают так же. Поэтому мы и пришли к соглашению: марка останется в руках понимающих людей. То есть у нас».

Клаудио Кастильони (второй слева) с легендарными гонщиками, выступавшими на MV Agusta: Джакомо Агостини (в центре) и Филом Ридом (второй справа).

Впрочем, если как следует подсчитать, то окажется: не такие уж эти американцы альтруисты! В 2009 году – единственном году, когда MV Agusta была в полной собственности Harley-Davidson – компания выпустила 3000 мотоциклов и принесла убыток в 27 миллионов евро. В этом году она собирается сделать 4500 мотоциклов, планируемый убыток – 60 миллионов евро. К тому же, в контракте на покупку 2008 года был такой пункт: если янки решат перепродать итальянскую фирму «на сторону», Кастильони получит еще 27 миллионов евро…

А на что надеется сам Клаудио? Предоставим ему слово: «Через год-другой наша компания расцветет. И ключ к успеху называется F3. Наш новый трехцилиндровый 675-кубовый спортбайк произведет на рынке революцию. Он будет стоит 10-11 тысяч евро (для сравнения: Triumph Daytona 675 стоит в Италии 11 590 евро – А.К.), так что цена более чем привлекательна. Мы покажем его осенью 2011 года, а параллельно разрабатываем и нэйкед-версию; между собой мы называем ее Brutalina. Оба мотоцикла будут отличаться и великолепным дизайном, и выдающейся динамикой, которая установит новые стандарты в классе Supersport». Добавлю, что в скором времени ожидается дебют максимально упрощенного варианта Brutale 990R, который станет куда доступнее для покупателей. Что же касается марки Cagiva, то, скорее всего, будет разморожен проект Mito 525, спортбайка с одноцилиндровым четырехтактным мотором; работы над ним были остановлены уже в финальной стадии, когда Harley-Davidson купил компанию.

Технический гений – Массимо Борди.
Массимо Борди вместе с Тальони и Менголи у первого прототипа Ducati Desmoquattro, 1986 год.

Совместно с семьей Кастильони вести марку к сияющим высотам будет и Массимо Борди, вернувшийся в мотоциклетный бизнес после 10-летнего перерыва. Борди, которому сейчас 62 года, 23 года проработал в Ducati: сначала простым инженером, а впоследствии, когда легендарный Фабио Тальони – создатель десмодромных моторов – ушел на пенсию, он стал главным конструктором. Под руководством Массимо разработан двигатель Desmoquattro с впрыском топлива, 4-клапаными головками и жидкостным охлаждением. Затем Борди стал генеральным директором компании; именно по его настоянию модель Monster, первоначально спроектированная для бренда Cagiva, все же стала Ducati. Но когда фирма перешла под контроль фонда TPG, Массимо в декабре 2000 года покинул ее, став вскорости генеральным директором итальянского филиала Deutz Fahr - крупнейшего производителя тракторов, комбайнов и прочего сельхозоборудования. Его неожиданный уход в отставку «по личным мотивам» в мае этого года вызвал немало пересудов, но теперь эти «мотивы» ясны. Как сказал сам Борди: «MV Agusta готова стать главным игроком на рынке мотоциклов класса хай-люкс. Этот бренд – один из самых узнаваемых в мире. И современные, и вновь разрабатываемые модели отличаются ярким характером, инновационной техникой и уникальным дизайном. У меня нет сомнений в нашем грядущем успехе».

ИТАЛИЯ – США: СОЮЗЫ И РАЗВОДЫ. После Второй мировой войны проблема передвижения стала актуальной, как никогда ранее. Системы снабжения и общественного транспорта рухнули, а для горожанина порой единственный способ спасти семью от голода – смотаться в деревню и выменять оставшиеся вещи на что-нибудь съестное… Не удивительно, что сотни компаний разного калибра кинулись выпускать что-то совсем недорогое, на двух колесах, но с моторчиком.

В Италии национализированная компания Ducati (выпускавшая радиоприемники) освоила производство подвесных моторов для велосипедов. Авиационные гиганты Aermacchi и MV Agusta наладили выпуск легких мотоциклов. Предприниматель Альфонсо Морини беззастенчиво скопировал немецкий DKW RT125. А в далекой и вроде бы не пострадавшей от войны Швеции оружейный концерн Husqvarna делал нечто эфемерное и 120-кубовое под гордым именем Svartkvarna.

Всю эту разношерстную компанию объединит впоследствии один предприниматель… Но это будет гораздо позже. А пока мотопроизводство развивалось в соответствии с запросами постепенно богатеющего покупателя. На смену откровенным чахоткам пришли более солидные машины: 125, 175 и даже – страшно сказать – 250 см³.

И это развитие привлекло внимание заокеанского дядюшки – концерна Harley-Davidson. Он сам выпускал с 1947 года копию DKW RT125, но к концу 50-х эта машина здорово устарела. И возникла мысль: а не прикупить ли что-нибудь более современное – по возможности вместе с производителем? Выбор пал на итальянскую Aermacchi, которая как раз освоила производство новой серии мотоциклов с горизонтальными четырехтактными «одностволками» (175 и 250 см³). В 1960 году американцы выкупили их производство у авиационщиков, и продукция мотозавода получила марку Aermacchi-Harley-Davidson. Американцы не прогадали: итальянские мотоциклы (к четырехтактным моделям вскоре добавились еще более легкие двухтактные) пошли на ура, так что вскоре их продажи обогнали сбыт собственных V-твинов. Но к середине 70-х ситуация изменилась: японцы давили своими более совершенными и дешевыми легкими машинками, а вот сбыт тяжелых мотоциклов американского производства оживился. Итальянский филиал стал гирей на ноге, и янки стали подыскивать на него покупателя. Тут-то на сцену и вышли братья Кастильони, Клаудио и Джанфранко.

К тому времени они уже сколотили маленькую промышленную империю, и решили, что пора заняться чем-то «для души». В 1978 году они выкупили бывший завод Aermacchi у американцев и дали ему имя Cagiva – в честь своего отца Джованни Кастильони и города Варезе, где этот завод и обретался (CAGIVA = CAstiglioni + GIovanni + VArese). Дело пошло, да так удачно, что Кастильони начали присматриваться к другим мотоциклетным маркам (в 80-е они облетали, как листья осенью). В 1985 году они купили компанию Ducati, через год выкупили у шведов права на производство мотоциклов Husqvarna, в 1987 году приобрели Moto Morini. Но вершиной их экспансии стало приобретение в 1992 году прав на марку MV Agusta (сама компания к тому времени целиком ушла в авиационный бизнес и мотоциклов более не выпускала).

Решив возродить славное имя, Кастильони денег не жалели. Так, мотором будущего спортбайка занималась не менее легендарная Ferrari. Увы, биржевой кризис начала 90-х годов здорово подкосил их благосостояние. Немалые убытки принесла и восточноевропейская авантюра с покупкой чешского CZ. Постепенно Кастильони пришлось избавиться от своих приобретений – на руках остались лишь MV Agusta и Cagiva. Тем не менее, осенью 1997 года долгожданный спортбайк MV Agusta F4 был представлен публике. Ну, а дальше все пошло в лучших, вернее, в худших итальянских традициях: проволочка с началом производства, проблемы с качеством… и вечная нехватка денег, заставлявшая то и дело останавливать конвейеры. Как только ни метался Клаудио Кастильони (оставшийся к тому времени единственным хозяином конгломерата), кому только он ни предлагал акции в обмен на финансовую помощь! Гиганту Piaggio, автопроизводителю из Малайзии Proton, итальянскому банку Gevi. В конце концов MV Agusta приобрел Harley-Davidson, чтобы всего через пару лет с поклоном вернуть все тому же Кастильони… Что же, пожелаем старому итальянскому лису удачи. Она ему нужна, как никогда!

Подпишитесь на «За рулем» в