Heavy Metal

Heavy Metal

Куда водить, как водить? – автомобиль мне непомерно велик! Hummer едва тащился, похожий на заблудшего: постоянно притормаживал, всех пропускал (чем удивлял до предела) и подолгу зависал в нерешительности. Прохожие, верно, думали, что поведение напоказ, а я напряженно высматривал показания указателя топлива – запас хода поминутно тикал в сторону нуля.

Наконец, грандиозный внедорожник протиснулся в ворота стоянки – к редакции будто придвинули соседний дом. Hummer ослепил толпу побросавших работу коллег фарами на уровне их плеч и наполнил округу вулканическим клокотанием фильма-катастрофы. Не успел я открыть дверь и, ойкнув, сверзиться с высоты салона, внутрь тотчас проникли пятеро, чем-то защелкали и зажужжали, испуская нередактируемые возгласы. Еще двое подняли врата багажного отсека, другие принялись трясти внешние фиксаторы капота. «Вот она, я нашел!» – опять донеслось из салона. Не растащили бы по кускам то, что недавно было собрано в Калининграде...

Когда я наблюдал балтийские Н2 целиком и «по кускам» на заводском торжестве в честь начала сборки, они – одномасштабные – не походили на экспонаты палеонтологического музея. Но в городе, в окружении потрясенных человечков, «завр» ожил... Невольно вспомнился разговор с вице-президентом GM Europe Джонатаном Браунингом о российской адаптации. Не то главное, что заменили светотехнику, перенастроили аудиосистему и упразднили ненужную здесь систему навигации. Потенциальных владельцев H2 лишили увлекательной перспективы открывать в правах «грузовую» категорию С! Гору полной массой под 4 тонны умудрились протащить в игольное сертификационное ушко, лишив предварительно дополнительного сиденья, лебедки, второго аккумулятора... Услышав на пресс-конференции про возможность докупить к машине аксессуары, я, честно говоря, уверился, что когда найду автомобиль для знакомства, увижу в нем часть «аксессуаров». В этом не нашел.

Мысль о категории отнюдь не навязчивая – хочется понять, для кого все-таки конкретно (и чисто!) собирают «российский» Hummer H2. Только ли в моде суть интереса? Она ведь штука капризная, а на заводе существует план-минимум на 350 машин в год. На что надеются, что за автомобиль собрали? Он ведь прокладывает дорогу «российским» же SUV, полноразмерным Chevrolet с «Автотора». Браунинг говорил: «Hummer преисполнен духом приключений...» Да, первые километры были приключенческими, в том числе для тех, кто со мной встречался. Вспомнив об элементарной инерции такой массы, в ужасе шарахались. Как от грузовика. Или все-таки от очень дорогого легкового? Рекомендуемая розничная цена – от $90 835, демоавтомобиль стоит $95 420...

Да как он там, жив? Ухватившись за крупные ручки, коллеги воздвигли пластиковый капот, узрели бурлящий шестью литрами 321-сильный Vortec V8 и надписи на русском. В салоне надавили акселератор, и передок качнулся. Буря эмоций! Надо же, а изнутри казался таким тихим. И каким оказался грязным! – кто-то щедро воспользовался возможностями трансмиссии с блокировками дифференциалов. По крайней мере, потенциалом Н2 вооружен. Проверим.

За компанию пригласил двоих соратников. Но перед этим провел глубокое исследование органов управления. Наш художник спрашивает, почему здесь такие округло-выпуклые сопла дефлекторов, когда квадратное прочее? Не знаю. Здесь вообще уйма такого, из серии «понять невозможно – только запомнить». Я заметил, что если в эргономике среднестатистического образца хоть одна деталька выполнена нетрадиционно, будешь спотыкаться об нее бесконечно. Когда нетрадиционно все – освоив, пользуешь без запинки. Поправка: для Америки алгоритмы и придумки весьма традиционны. Вроде все уже где-то видел. Компас с забортным термометром на внутрисалонном зеркале. Регулятор подсветки приборов, которым включаешь и подсветку в салоне. Поворотное кольцо дворников с выбором десятка интервалов. Ступенчатую регулировку руля по вертикали (и только) с непривычно широкими «шагами». Ручник-ножник. Аудиосистему Bose – очень качественную, но с грубоватым интерфейсом. Логику трип-компьютера с клавишами на руле. Горсти розеток, подстаканники, электроприводы, простой пластик. Видел, видел.

Но отдельные элементы заставляют подумать и потыкать. Клавиши режимов трансмиссии, управления задней пневмоподвеской (допустим, для понижения кормы при загрузке). Кнопки подогрева сиденья и отдельно – спинки. К приходу коллег я почти освоился. Разве не успел разобраться с «водителями», которых помнил Hummer. Как выключить перед уходом головной свет, подчеркиваю – весь и насовсем. Как упросить ц/з не отпирать двери с переводом селектора в Parking – вытряхнут же! Компенсация: свет зажигался с поворотом ключа, ц/з закрывался сразу после старта. Я подумал, махнул рукой и ездил с такими настройками. Но чуть с ума не сошел, разгадывая смысл кнопочек на потолке, пока не вспомнил, что типичный американец дистанционно открывает ими гаражную дверь. И легко поменял янки на нетипичного русского. В пути жизнь заставила понять и алгоритм омывателя.

Страна чудес! Подумайте, до чего своеобразны данные производителя о Hummer. Размеры, размеры, размеры. Объемы. Градусы. О расходе топлива ни гугу, указан запас хода на 121-литровом баке – 500 км при скорости... 46–64 км/ч по твердому покрытию. Ну, так мы не поедем! Мы же не в грузовике, комфорт салона и посадка вполне легковые.

Вы, верно, полагаете, что внутри у H2 очень свободно (как в Америке)? Да, тут нет горной гряды выступающего тоннеля, как у первого Hummer. Просторный, но... с низким потолком! Пространство для ног выиграли у коротковатых подушек. А багажник по вместимости, что иной салон – да ведь и «памятник запаске», прислоненный к борту, из области гигантизма. Местечек для мелочи в привычном понимании не так много или же они непривычны.

Непривычным оказалось и то, что коллеги восприняли H2 категорически по-разному. Один махал окружающим – Н2 провожают взглядами даже... собаки – потом начинал требовать джойстик, мега-лазерный-бустер-лончер и девять жизней для реального сеанса игры Carmageddon! Для него Н2 был этакой ШТУКОЙ, явлением, вроде лунохода или фан-мобиля. Второй попутчик углубился в рассуждения, где в России можно ездить на Hummer H2. Крупные города? Понятно, мода, пафос, эпатаж, любовь к американскому туда же – научишься даже элегантно выпрыгивать. Но сколько 92-го сгорит в пробках? Где парковаться? И ни-фи-га из крепости не видно! Либо боковые зеркала, либо далекие горизонты. Высоченная посадка, огромные колеса сыграют роль на бездорожье, но часто ли туда будут гонять автомобиль?

Мы погнали. И потерпели неудачу на... ровном травяном склоне! Мокром. Подвели шины. Скользнув, стандартная резина одним крутящим моментом сорвала зеленый покров, провернулась по глинистой почве, и на четырех катках Hummer потащило вбок под уклон. Блокировки! Зеленые луга пострадали еще сильнее. Трансмиссия работала вовсю. Туша продолжала сползать. Применили прием дзю-до, поддались, чтобы победить. Hummer попятился сам на более отлогое место, затем взревел и мощно штурмовал холм с разгона!

А как Hummer едет по указанному производителем твердому покрытию? Просто, характерно и довольно тихо. Мотора хватает, как говорится, с избытком. У Hummer это переизбыток, 4-ступенчатая АКП толком и не знает, что ей делать, кроме как плавненько переключаться при разгоне. Hummer трогается и разгоняется, как тепловоз. Отклонения от ритма графика, то бишь резкие движения педалью акселератора, повергают коробку в замешательство. Она как бы слышала, что нужно переходить вниз (а то и еще на ступень ниже), но самостоятельно проделывать это опасается: думает, спускается в «подвал», а потом пугается демонического воя из моторного отсека и, себя не помня, оказывается на ступеньке выше. А иногда просто отлынивает, двигателю достаточно компетенции, чтобы отвечать на интенсивные, но плавные команды водителя на текущей ступени.

Это одна из причин, по которой на скорости около 100 км/ч Hummer выглядит, как автомобиль, который столкнули с длиннющего холма. Что с ним ни делай, резкие перемены не наступят. Тормозить водитель вынужден заранее – чем раньше, тем лучше. Реакции на руление инертные. Я уже отклонил легкий руль, а Hummer еще идет прямо. Затем отклоняется – пора самостоятельно возвращать обод и немного посылать в противоположную сторону, тогда махина встанет прямо. Но потеряешь бдительность – и вновь отклонится, потом, может быть, вернется. Забыл сказать: он идет по прямой, которую норовит определить лично – тому «подыграло» и давление в шинах. Но и против моего направления ничего не имеет.

В городе Н2 показал себя до любопытного маневренным, там уже досаждала не чувствительность руля, а число оборотов. Напоследок – о плавности хода. Отменный комфорт вкупе со вседозволенностью. Неровности пролетают под кузовом, Hummer почти не раскачивается, лишь на волнах «вздыхает» всем весом.

Под вечер происходящее кажется чем-то дальнобойным. Грузовым? М-ммм, нет. Тогда легковым? Но размеры. И расход литров под 30, за день дозаправлялись трижды! Гигант относится к своей собственной категории, рассчитан на ценителей оригинальных сочетаний. Притом автомобиль с традициями. Собственно, каждый может спокойно оценивать его по-своему, как удобно. Мне вот захотелось подыскать ассоциацию. Сначала подумал про MC Хаммера – «мэстер оф серемони», церемониймейстера, значит. Церемоний в общении с Hummer H2 предостаточно! А потом увидел кирпичную, цвета демомашины стену. На ней красовалась здоровущая надпись «Heavy Metal». Да, так точнее.

Фото автора

Подпишитесь на «За рулем» в