Сводные близнецы

Сводные близнецы

О разных поколениях Mitsubishi Lancer Evolution и их тюнинговых версиях мы писали не раз. Внимание к этой теме не случайно – «эволюционная» ветвь Mitsubishi сама по себе неординарна. Вначале расшифруем SX500 Light. Тем, кому не хватает стандартных 265 л.с. Evo VIII, тюнеры предлагают увеличить мощность до 330. Это так называемая облегченная программа, которая не требует полной перестройки мотора. Отдача возрастает за счет измененных распредвалов и клапанных пружин, спортивных систем впуска, выпуска и охлаждения, воздушного фильтра пониженного сопротивления и нового контроллера.

Под возросшие динамические возможности меняют трансмиссию и ходовую. Здесь ставят 2-дисковое сцепление и дисковый передний дифференциал повышенного трения. Вдогонку и за дополнительную плату SX500 Light могут комплектовать 18-дюймовыми колесами и тормозами AP-Racing увеличенной эффективности. На тестовой машине колеса простые, 15-дюймовые, и обычные тормоза.

На первый взгляд RS (европейский аналог спецверсии MR, продаваемой в Японии) отличается от SX500 только колесами – 17-дюймовыми легкосплавными дисками ВВS. Под ними первоклассные «машинки» Brembo. Знаток Evo непременно заметит продольные подштамповки на крыше – они сделаны для увеличения жесткости большого листа металла (крыша и капот RS алюминиевые). Для снижения массы в RalliArt отказались даже от обивки багажника! В итоге разница с обычной полуторатонной машиной – почти центнер. Пониженный центр тяжести положительно сказался на управляемости и устойчивости. Снаряженная масса RS может быть и выше, если заказать машину с полным «фаршем». Кондиционер, электроприводы и прочие радости жизни накинут лишние десятки кг. У нас же машина спартанской комплектации.

Специфика RS в том, что он ориентирован на спортсменов: вваривай каркас безопасности, ставь кресла-ковши – и вперед к победам. Потенциал мотора – 310 л.с. – на задних колесах реализуется не через «умный» дифференциал Super AYC, а через обычный механический повышенного трения. Поэтому любителю, даже владеющему навыками скоростного вождения на уровне «опытного пользователя», нельзя забывать, что автомобиль ошибок не прощает. Отсутствие ABS может порадовать только настоящих спортсменов, поскольку мощнейшие тормоза на скользкой дороге способны моментально заблокировать колеса. На спортивной трассе этим можно успешно пользоваться, но в напряженном городском потоке может и помешать.

На улицах оба окружены вниманием. Они не такие монументальные, как Hummer, и не такие пафосные, как Ferrari. Однако те, кто успеет обернуться на завораживающий баритон спортивного мотора, взлетающий к вершине регистра, могут по достоинству оценить динамику болидов.

Сидящему за рулем следить за реакцией окружающих некогда. Вообще непонятно, зачем здесь установлены спидометр, тахометр, не говоря уже о мелких приборах вроде указателя давления турбины. Лучше действовать на уровне рефлексов: взгляд выхватил небольшой интервал в потоке, следует мгновенное переключение на низшую передачу, удар спортивного сцепления, секундная борьба с заносом – и бросок вперед. Всплеск крутящего момента с «турбоподхватом» настолько резок, что даже полный привод и чистый асфальт не в состоянии сдержать пробуксовку шипованных шин.

Еще сложнее с непривычки останавливаться: после столь впечатляющего разгона ждешь еще более бурного замедления. Ан нет, сцепных свойств шиповок катастрофически не хватает: уже приготовился повиснуть на ремнях безопасности, а вместо этого слышишь стрекот ABS. Достаточно эффективным оказывается торможение двигателем.

Особенности шин влияют и на управляемость. Чувствуется, что мягкая резина и относительно высокий профиль демпфируют реакции на действия рулем. Но все это прощается, стоит только выехать на закрытую трассу с ледовым или снежным покрытием. Здесь машины способны показать, для чего рождены.

Высокий бруствер из смерзшегося снега заставляет осторожничать, но заряженный Lancer так и просит: ну же, пришпорь! Автомобиль позволяет многое, но при этом нужно привыкнуть и к трассе, и к самой машине. Техника езды на Evolution отличается и от переднеприводной, и от классической. Чтобы быстро пройти поворот, нужно задолго до поворота сбросить газ, нагрузив передние колеса, рулем задать автомобилю вращательный импульс и газом сорвать колеса в скольжение. Фактически уже на входе в поворот передние колеса стоят прямо, а скольжение контролируется исключительно тягой. Рулишь с небольшой амплитудой, без перехватов. На сброс газа машина реагирует по-переднеприводному, забрасывая корму. Здесь нужно обладать солидным опытом езды.

Сложно сказать, для какого из двух автомобилей этого опыта понадобится больше. С одной стороны, SX500 Light с «хитрым» задним дифференциалом прощает водителю небольшие ошибки в повороте – например, помогает «заправить» машину при позднем входе. Однако этот же электронный помощник вносит некоторый разлад в дуэт водитель-автомобиль после того, как первый наконец понимает технику управления вторым.

RS, где стоит «честная» межосевая механика, понятней в скольжении. Это подтверждается и разницей во времени прохождения трассы. Если найти с «эрэской» общий язык, машина привезет сопернице несколько секунд. Чем больше поворотов, тем заметнее отрыв ведомой опытным водителем «спартанской» версии.

Кое-чем тюнинговые Evo озадачивают. Автомобили обладают потрясающей динамикой, но зачем на летнем асфальте сложная полноприводная трансмиссия? Если же зажигать на скользкой трассе, то далеко не оптимален характер мотора: перед поворотом важно не ошибиться с передачей, иначе срывать машину в скольжение придется из зоны турбоямы, а момент включения нагнетателя будет сопровождаться стремительным нарастанием тяги на колесах и сносом.

Да, на этих машинах можно ездить по городу. Стоит только учесть, что для управления потребуется хорошая квалификация и готовность к сюрпризам.

RS скорее предпочтут спортсмены либо те, кто видит себя таковым. Меньшая масса, отсутствие ABS и весь объем работ RalliArt позволяют с минимальными изменениями использовать этот автомобиль в соревнованиях. Да и поклонники дрэг-рейсинга наверняка не обойдут его вниманием – опять же благодаря динамике и сниженной массе.

SX500 Light, подготовленная «Спортмобилем», подойдет тем, кому уже не хватает серийного Lancer Evolution, но кто еще не нашел в себе силы сесть за руль стопроцентного раллийного болида.

Фото Александра БАТЫРУ

Подпишитесь на «За рулем» в