Не выпасть из седла!

Не выпасть из седла!

Сиденьями «под спорт» обзаводятся многие любители тюнинга. Если хватает денег – покупают фирменные импортные, не хватает – ограничиваются популярными отечественными. Обтягивают их кожей, снабжают хитроумными подогревами и электрорегулировками, а потом хвастаются приятелям: «Сольберг обзавидуется! А сидеть-то как удобно!» Только вот сам Сольберг (представим на секунду невероятное), увидев подобную поделку в собственном Subaru, выгнал бы взашей механиков команды…

Ситуация действительно фантастическая, так как и гонщики, и механики в спорткаре признают только одно сиденье – «ковш». А поставь хвастливому любителю тюнинга настоящие раллийные «ковши» – уже через неделю пойдет жаловаться ревматологу.

Cпортивные сиденья делаются цельными – то есть никаких регулировок! Материал основы, на которую кладутся отформованные подушки и натягивается обивка, может быть разным. Раньше применялись трубчатые стальные каркасы, ставшие теперь редкостью. Позже появился стеклопластик. Теперь в большом спорте в ходу композитные материалы.

Прочный остов «ковша» дает гарантию, что при ударе спинка сиденья не отвалится от подушки, а следовательно, позвоночник гонщика не испытает критических нагрузок. Конечно, можно сломать и «ковш», но силы здесь несравнимы…

Следующая функция спорт-«сидушек» – надежно удерживать тело, чтобы водитель или штурман не ударился о стойки, стекла, двери и проч. Эту миссию «ковши» выполняют совместно со специальными ремнями безопасности, что крепятся к кузову в четырех или шести точках особыми болтами (в гоночных автомобилях с дугами безопасности возможно крепление к задней поперечине каркаса). Однако и такие ремни не помогут, если сиденье не будет удерживать тело от боковых перемещений. Именно поэтому «ковши» имеют столь развитую боковую поддержку – высокие боковины поддерживают бедра, спину и, слегка расширяясь кверху, обеспечивают надежную защиту головы.

Высокая прочность вместе с особой конструкцией позволяют добиться нужного эффекта – в случае серьезного удара, когда, скажем, деформируется пол автомобиля, человек сдвигается с места вместе с сиденьем, оставаясь в своеобразном коконе из ремней и самого «ковша».

Получается, такие сиденья – предметы первой необходимости. И мы, понятное дело, решили на собственной спине проверить, каково это – усесться по-раллийному. Для установки выбрали отечественные Rider: кроме невысокой цены у них есть самое главное для любого спортсмена качество – омологация. Означает одно – сиденья соответствуют самым высоким стандартам и с такими допустят на старт.

Конечно, в идеальном случае «ковш» подгоняется под фигуру конкретного гонщика, но, как и любая другая индивидуальная работа, она дорога и занимает много времени. Так что начинающие спортсмены (такие, как мы) выбирают наиболее подходящие «ковши» по моделям. В каталоге Rider их несколько. Мы остановились на модели Champion. Не то чтобы название приглянулось… главное – эти «ковши» рассчитаны на людей средней комплекции. Как раз то, что надо.

Существует два варианта крепления «ковшей» – в штатные салазки и намертво, сваркой к полу. Несмотря на явные преимущества второго варианта, салазки решили все-таки оставить. Во-первых, водители будут меняться местами, а при существенной разнице в росте необходима хоть какая-нибудь регулировка. Во-вторых, низкорослому основному водителю все равно пришлось бы придумывать хитроумную конструкцию крепления – если «ковши» поставить прямо на пол, то пилот ростом ниже среднего увидит перед собой только панель приборов и, если повезет, узенькую полоску дороги.

Установку на салазки пришлось оговаривать при приобретении «ковшей», поэтому мастерам пришлось соорудить переходник под «восьмерочные» салазки. Это опция.

Процесс установки был нетрудными. Просто отворачиваем болты и шпильки крепления салазок и снимаем штатные сиденья вместе с ними. Салазки откручиваем и оставляем, сиденья отдаем соседу – пускай устроит себе на даче два шезлонга. Вдогонку отправляем кушетку – заднее сиденье тоже смело можно демонтировать. Если авто двух- или трехдверное, то назад можно залезть только через багажник. Даже если задние двери присутствуют, как раз над задним диваном будут проходить длинные лямки 4-точечных ремней безопасности, так что посидеть все равно не удастся.

Салазки, используя штатный крепеж, привинчиваем к «ковшам» и штатными же болтами крепим к кузову автомобиля. Вот и все, теперь очередь за ремнями.

Здесь тоже существует несколько способов крепления. Самый надежный и безопасный, но муторный, таков: снаружи в кузове сверлить отверстия и наваривать усилительные площадки (по одной на каждую точку крепления), в которые потом ввернуть рым-болты (с головками в виде колец) – за них удобно крепить защелки ремней. Второй способ более простой и быстрый. Его и выбрали…

Штатные ремни надо обрезать и демонтировать, а защелки крепить к образовавшимся петлям, изначально прикрученным к закладным гайкам в кузове штатными болтами. При этом боковые лямки цепляются к проушине нижнего крепления обычного ремня и скобе, образовавшейся после демонтажа его замка, а плечевые – к болтам крепления задних ремней. Правда, с такими креплениями на серьезные соревнования нас не пустят. Зато на любительские – пожалуйста. Ну и хорошо: на серьезное дело мы пока не замахиваемся.

Вот, собственно, и все… подогнать лямки по размеру – и можно пользоваться.

Заметим, в повседневной эксплуатации спортивные «ковши» с 4-точечными ремнями – сущее наказание. Первая же попытка пилота дотянуться до прикуривателя вызвала дружный смех коллег – намертво привязанный к сиденью бедолага даже не смог оторваться от спинки и едва-едва включил пятую передачу! Ни тебе вальяжно расслабиться, ни сменить позу в пробке, ползти задним ходом надо учиться заново. Траекторию движения отслеживать исключительно по зеркалам: даже если отстегнуть ремень, повернуться и посмотреть сквозь заднее стекло все равно не удастся – мешает широкий «подголовник», отлитый заодно со спинкой сиденья.

…Залезая в салон, демонстрируем чудеса акробатики – высокий «бортик» боковой поддержки находится в непосредственной близости от родного «восьмерочного» руля: издержки установки спорт-«ковшей» в штатные салазки. Планируем немного смягчить проблему, поставив рулевое колесо меньшего размера. Недаром говорят: начнешь переделывать машину – не остановишься. Теперь все острее становится вопрос о спортивном паспорте на автомобиль. Без него любой инспектор вправе иметь с нами неприятную беседу.

Фото Ильи ПИМЕНОВА

Подпишитесь на «За рулем» в