Колечко, колечко, кольцо: мототреки России

До недавнего времени кольцевые мотогонки в России можно было проводить лишь на трассе в подмосковном Мячкове, далеком от международного уровня. Ныне ситуация с гоночными треками в нашей стране стала меняться к лучшему.
Нижегородское кольцо (www.nring.ru): длина: 3362 м; ширина: 12–15 м; повороты левые/правые: 8/5; длина прямой «старт-финиш»: 485 м.

Количество презентаций всевозможных трасс «им. формулы один» и последующих пресс-релизов давно перевалило ту величину, когда на подобного рода объявления перестаешь обращать внимание. Тем удивительнее, что в прошлом году без лишней шумихи наконец-то стали вводить в эксплуатацию российские автодромы – и не абы какие, а соответствующие мировым стандартам.

Первой такой трассой стало «Нижегородское кольцо», открытие которого состоялось в июле прошлого года. С тех пор под Нижним Новгородом провели более двух десятков автомобильных соревнований, однако для мотогонок комиссией МФР трек в исходном виде был признан небезопасным. Владельцы трассы не стали спорить и пообещали учесть все пожелания, чтобы уже в этом году на ней могли проходить этапы чемпионата России по ШКМГ. Пройдут или нет – пока неясно, но в календаре российского первенства оно заявлено дважды. К середине 2011 года на «Нижегородском кольце» должны появиться боксы, новая автомобильная стоянка, подъездная дорожка для эвакуации спортивной техники, оборудованные посты для маршалов, ограждения. Кроме того, на грунтовых поверхностях обещают засеять газон, чтобы грязь на трассу впредь не выносили. На 2012 год запланировано увеличение протяженности трассы до 4877 м, для чего уже приобретен дополнительный участок земли. А после того как завершится вторая очередь строительства, NRing будет готов принять международные состязания – трасса должна гарантированно получить категорию B по классификации FIM, что позволит пригласить любые мотогонки, кроме MotoGP. По словам генерального директора «Нижегородского кольца» Вадима Баханова, при благоприятном стечении обстоятельств автодром вполне сможет принять даже этап Формулы-1.

Летом минувшего года открылось и «Смоленское кольцо», расположенное рядом с городком Дорогобуж под Смоленском. Здесь есть боксы и вся необходимая инфраструктура не только для отечественных, но и международных соревнований (в августе 2010-го на трассе прошел один из этапов чемпионата Европы по гонкам грузовиков). Увы, для мотогонок трасса не приспособлена: в некоторых местах бетонные отбойники размещены в опасной близости от полотна. И, в отличие от NRing, «Смоленское кольцо» модернизировать крайне затруднительно: трек находится в низине, и пространства для расширения полотна и переноса злосчастного забора в конце старт-финишной прямой просто нет. Несмотря на это трасса также включена в предварительный календарь чемпионата России 2011 года по кольцевым мотогонкам. Как и автодром «Санкт-Петербург» в Шушарах (Ленинградская область)…

Питерское «кольцо» его создатели (в проектной работе принимала участие московская проектная группа «Трассы для автогонок» Михаила Горбачева и Андрея Китова, в копилке которой имеется «Мячково» и «Нижегородское кольцо») уже представили ни много ни мало как «самую быструю гоночную трассу в России», но по состоянию на сегодняшний день в активе лишь первый базовый слой асфальтового покрытия. До чистового дело должно дойти лишь в этом году, поэтому тут нет ни боксов с пит-лейном, ни поребриков, ни укрепленных обочин, ни зон безопасности… Но владельцы питерского «кольца» уже сегодня заявляют о готовности к трек-дням и заманивают любителей скорости приобретенным хронометражным оборудованием Tag Heuer.

Треки в Нижнем, Смоленске и Санкт-Петербурге – первые ласточки. В 2011-м ожидается ввод в эксплуатацию двух других автодромов международного уровня: «Каньон» в Казани и Moscow Raceway в Волоколамском районе Московской области. Причем казанское кольцо «заточено» именно под мотогонки. О «королевском классе», конечно, речь не идет, но, скажем, WSBK теоретически «Каньон» принять сможет. Общая протяженность составит примерно три с половиной километра, ширина полотна – в районе 9–12 метров, а перепад высот – аж 28 м. По своей конфигурации трасса в Казани напоминает такие классические британские треки, как Brands Hatch и Thruxton. Кольцо действительно должно быть интересным!

Подмосковная трасса Moscow Raceway станет самым крупным гоночным объектом и должна получить категорию А по классификации FIM. Закладка символического первого камня на Moscow Raceway Дэвидом Кулхардом, Германом Тильке и Гансом Гайстом состоялась осенью 2008 года. Но из-за возникших проблем с генподрядчиком, компанией Strabag (группа «Базовый элемент»), активная фаза строительства, финансируемого банком «Развитие-Столица», началась только прошлым летом. Правда, теперь есть вполне обоснованная надежда, что подмосковная трасса близ деревень Шелудьково и Федюково сможет принять первые соревнования ближайшей осенью.

«По оценкам главного инженера, общий объем выполненных задач составляет 40 процентов, а элементы инфраструктуры сданы примерно на 20 процентов, – рассказала руководитель проекта Moscow Raceway Екатерина Бельцевич. – И многое из того, что сделано, попросту скрыто от глаз. На месте будущего автодрома очень специфичные грунты, из-за чего нам пришлось использовать для зданий фундамент свайного типа. Учитывая, что работы начались в мае-июне прошлого года, показатели можно считать неплохими».

Новый генподрядчик – ООО «Русско-германское совместное предприятие "Автобан"» – отвечает непосредственно за сооружение гоночного кольца. Возведением инфраструктуры занимается фирма «Стройтех», которая ранее обустраивала полигон ФСО в Купавне. Общий же контроль оставлен за представителями компании Германа Тильке, которые постоянно присутствуют на объекте.

Итоговая сумма инвестиций приближается вплотную к 4,5 миллиардов рублей. «В нее мы включаем не только расходы на услуги двух подрядчиков и оплату технического надзора, но и на поставку специальной электроники, – поясняет Бельцевич. – Кроме того, последующая установка приобретенного оборудования потребует привлечения к проекту специализированной компании весной-летом 2011 года. И это все – без учета стоимости земельного участка. Мы считаем, что в наших условиях это оптимальная цена для того высокого качества исполнения, которого мы должны достигнуть». Все работы предполагается завершить к сентябрю. А весной 2012-го автодром должен пройти международную омологацию, после чего получит право приглашать к себе международные гоночные серии.

Хорошо известно, что проведение гонок весьма затратное занятие. Рассчитывают ли в Moscow Raceway вывести объект на окупаемость? «Мы рассматриваем все комплексно, – продолжает Бельцевич. – В общей сложности нам принадлежит земельный участок размером 264 га, из которых под трассу отведено 80. На оставшейся территории мы планируем развитие смежной инфраструктуры: отели, коттеджные поселки, торговые центры, развлекательные сооружения, парки. Это должно повысить капитализацию окружающих земель. В Европе почти все трассы принадлежат муниципалитетам или, по крайней мере, строились на их деньги, потому что главная задача состоит в том, чтобы добиться окупаемости в операционном смысле – то есть покрывать доходами расходы на содержание автодрома. Мы собираемся конкурировать по качеству предоставляемых услуг с ведущими европейскими трассами – но это удовольствие дорого стоит. И наша цель заключается также в том, чтобы окупать затраты на содержание трассы такого высокого уровня. Мы уверены, что инвестиции, которые вкладываются в строительство трассы, обязательно отобьются – просто, так скажем, не прямыми способами. Не сомневаемся, что проект Moscow Raceway будет иметь экономический смысл, хотя прямого возмещения всех расходов в короткой перспективе мы не ждем».

Укладка первого слоя асфальта намечается в июне, а третий, финальный слой, рецептура которого хранится в секрете, должен быть закончен к концу августа. Надеемся, что осуществиться этим замыслам ничто не помешает и в московском регионе наконец-то появится первоклассная гоночная трасса, на которой сможем увидеть как национальные соревнования, так и этапы всемирно известных серий, включая давно желанный Гран-при России в рамках чемпионата MotoGP.

Тем не менее, было бы неправильно выпустить из поля зрения некоторые треки, которых в «кольцевом» календаре МФР нет пока даже в ближайшей перспективе.

Например, практически позабытая всеми трехкилометровая гоночная трасса «Автодром "Домодедово"». На громкой презентации в 2008 году было заявлено, что кольцо будет принимать этап чемпионата FIA GT. Но с кризисом река финансов обмелела, и все застопорилось в середине прошлого года на стадии землеустройства. Однако проект-менеджер Павел Волков полон оптимизма: «Нам осталось лишь найти недостающие 20–25 млн. рублей, которых должно хватить для перехода к следующей стадии».

А вот в другом регионе нашлись и средства, и техника. В Новосибирске группа компаний «Метаприбор», набившая руку на жилищном и промышленном строительстве, выступила генподрядчиком в создании «Сибирского кольца». Будущий трек протяженностью 4274 м заложили в непосредственной близости от местной ТЭЦ-5. Не исключено, что столь необычное соседство добавит автодрому колорита в виде оседающего на поверхность трека конденсата. Всю проектную работу в духе последних веяний поручили инженерному бюро Tilke GmbH. Пока идет подготовка грунта, а первый слой асфальта увидим не раньше сентября.

Тем же летом имя Германа Тильке прозвучало снова – на побережье Тихого океана. Инвесторы из технохолдинга Сумотори в настоящее время активно возводят автоспортивный комплекс «Приморское кольцо». По их замыслу он должен стать первым подобным сооружением в Дальневосточном федеральном округе, а также логичным развитием остальных российских кольцевых проектов. На земельном участке площадью 75 га будут размещены девять различных асфальтовых и грунтовых трасс. Если все пойдет в верном русле, то к сентябрю 2012 года мы увидим готовое к эксплуатации асфальтовое кольцо длиной 3613 метров и шириной от 12 до 15 метров. А еще через пару лет оно заработает в полную силу.

А как же активно эксплуатируемое в течение последних четырех лет красноярское «Красное кольцо»? К сожалению, никак. Похоже, мотоциклам в ближайшее время туда путь закрыт. И все по причине прошлогодней «реконструкции», когда покрытие ремонтировали путем обильного полива битумом. Надо думать, для дрифта теперь оно подходит идеально…

Но то – сплошь традиционные треки, которые затачиваются под регламенты международных федераций. Занятно, что именно данное обстоятельство заставляет считать их чрезмерно пресными. Может, отечественный Нюрбургринг им поможет? Нет, это не шутка – несколько месяцев назад группа энтузиастов во главе с Владимиром Павловым заявила о появлении к августу 2011 года в окрестностях Обнинска (Калужская обл.) нового автодрома «Холмы». Асфальтовое кольцо общей протяженностью 11 243 км поразит не только длиной и сложностью поворотов, которых наберется тридцать восемь, но и перепадами высот до 42 м! Для различных соревнований предусмотрено и малое кольцо длиной 4446 м, которое будет сертифицировано по категории B (FIM) или T1 (FIA). В результате рабочий проект выливается в тысячи самосвалов с грунтом, несколько насыпных холмов с продольными и поперечными уклонами на грани омологационных ограничений, десятки тысяч покрышек, пять разных типов поребриков, асфальтированные зоны безопасности, которых хватило бы, чтобы закатать «Мячково» новым слоем асфальта, и гальку вместо щебня, которую придется везти из краев, где она есть.

Выбор места Владимир Павлов объясняет следующим образом: «В Калужской области сложилась уникальная ситуация – несколько построенных здесь за последние годы иностранных заводов здорово подтянули строительную отрасль. Компании, которые там задействованы, поднабрались опыта с иностранными заказчиками, а те требовали с них и сроки, и качество по хорошо прописанным контрактам с соответствующей мотивацией. Общение с местными подрядчиками радует – остальные, с кем приходится общаться, на их фоне выглядят бледно. Moscow Raceway, надо заметить, тоже для ряда работ привлекает именно калужские компании. Сроки, которые мы поставили, названы ими предельно возможными, но возможными с технической точки зрения. Проект приоритетен для области, поэтому все вопросы по оформлению документов решаются максимально быстро и стройку не держат. Как окажется со сроками строительства на деле, когда техника выйдет на площадку – посмотрим. Может быть, все будет как обычно. Тогда мы к осени получим объект с большими недоделками. Примерно как Смоленск осенью 2010-го».

Что ж.. Похоже, ситуация с кольцевыми трассами, давно набившая всем спортсменам и трек-энтузиастам оскомину, действительно меняется. Не сглазить бы…

Смоленское кольцо (www.smolenskring.ru): длина: 3362 м; ширина: 12–15 м; повороты левые/правые: 8/5; длина прямой «старт-финиш»: 575 м.
Автодром «Каньон» (www.canyon-racing.ru): длина: 3450 м; ширина: 9–12 м; перепад высот: 28 м; повороты левые/правые: 7/4.
Moscow Raceway (www.moscowraceway.ru): длина: 4070 м; ширина: 12–21 м; перепад высот: 22 м; повороты левые/правые: 9/6; длина прямой «старт-финиш»: 873 м.
Сибирское кольцо: длина: 4274 м; ширина: 12–16 м; повороты левые/правые: 7/9.
Автодром «Санкт-Петербург» (www.autodromspb.ru): длина: 3019 м; ширина: 12–16 м; повороты левые/правые: 7/4; длина прямой «старт-финиш»: 900 м.
Приморское кольцо (www.primring.ru): длина: 3613 м; ширина: 12–15 м; повороты левые/правые: 9/5; длина прямой «старт-финиш»: 534 м.
Автодром «Холмы»: длина большого кольца: 11243 м; ширина: 9–15 м; повороты левые/правые: 19/19; перепад высот: 42 м; длина прямой «старт-финиш»: более 800 м; длина малого кольца: 4446 м.

Подпишитесь на «За рулем» в