«Волжанин»: Трансформер с берегов Волги

Автобусы малого и среднего класса - перспективное направление, которое, по прогнозам, в ближайшее время будет лишь расти.

Тем не менее, автобусов, которые могли бы достойно справиться с городскими и пригородными перевозками, не так и много. На заводе «Волжанин» представили первый экземпляр автобуса, который мог бы взять на себя эту миссию.

Новый автобус присоединится к довольно широкому модельному ряду завода «Волжанин»

Будни в пригородных автобусах зачастую похожи на какой-то индийский фильм: тут тебе и толпы народа, и пестрый национальный состав, и водитель, успевающий делать несколько дел одновременно. Ну, разве что, не поют и не танцуют при этом. А если посмотреть на это с другой стороны: именно схожесть проблем зачастую роднит нас с родиной Ганди и карри. Раз так, может и выход искать сообща?

Возможно, именно такой логикой руководствовались на заводе «Волжанин», разрабатывая новый автобус совместно с индийской корпорацией Ashok Leyland. Автобусы малого и среднего класса пользуются популярностью в обеих странах, и, по прогнозам, их число будет только расти: городские и пригородные перевозки - одни из самых востребованных, а подходящих автобусов не так уж и много. Стало быть, надо создать новую модель и показать ее общественности. Именно за этим руководство «Волжанина» и пригласило журналистов на завод в город Волжский.

Однако, перед тем, как показать новый автобус, нам продемонстрировали и место его будущей сборки. Рядом с головным предприятием начато возведение корпусов нового завода. Резка металла, сварка, сборка и покраска - все будет именно здесь и на роботизированных линиях. После выхода на полную мощность в 2013 году завод сможет производить до 3000 автобусов в год.

Проект нашел достаточно широкую поддержку: объем инвестиций в строительство и инфраструктуру уже составил 650 млн. рублей, а в списке участников - «Сбербанк», партия «Единая Россия» и представители областной администрации. Еще на конференции «Развитие Юга России» проект получил высокую оценку премьер-министра РФ Владимира Путина, что особенно подчеркивали представители завода во время экскурсии. В общем, планы действительно масштабные.

От осмотра будущих корпусов мы перешли и к самому виновнику торжества, скрытому под защитным покрывалом.

За строительство новых корпусов на заводе взялись серьезно: объем инвестиций уже составил 650 млн. рублей

«Как же будет называться новый автобус?», - интересует меня вопрос, когда я смотрю на весь модельный ряд завода «Волжанин», выставленный рядом с новинкой. Оказывается, окончательное название еще не придумано. Дежурным именем стало Volgabus 32901, указывающее на международных характер модели и ее предшественника - автобуса «Волжанин» 32901.

Ну вот, пришло время увидеть то, ради чего все собрались - темную ткань, скрывающую новый автобус, наконец сдергивают.

Еще секунда и...
...новый автобус официально представлен публике

Еще во время приветственных слов представители завода говорили об агрессивной маркетинговой политике, которую «Волжанин» будет проводить, продвигая новую модель. Пожалуй, с агрессией создатели немного перестарались - решетка радиатора с острыми линиями и квадратными воздуховодами плохо подходит к имиджу нового современного российского автобуса. «Дизайном, наверное, занимался индиец», - подумал я, но оказалось, что это не так...

Легко догадаться, что индийский рынок - в списке приоритетов для реализации новинки. Однако, попробуем взглянуть на Volgabus 32901 в прямом смысле с другой стороны: в профиль и сзади автобус выполнен вполне современно. Бросаются в глаза лишь неравномерные зазоры между деталями, однако стоит учитывать, что перед нами предсерийный образец. Заглянем в салон...

Внутри Volgabus 32901 довольно светло (этому способствуют большие окна) и просторно. На нашем экземпляре были установлены обычные мягкие сидения с тканевой отделкой - такой вариант больше подойдет тем, кто рассматривает автобус в качестве маршрутного такси. Впрочем, создатели уверяют, что в будущем планируется несколько комплектаций, а среди списка опций будут и сидения с подголовниками, и кондиционер, и другие средства комфорта. Наверняка, там будет и сидение водителя с большим количеством регулировок, и более удобная рулевая колонка... Вот только станут ли владельцы автобусных парков их заказывать? Ведь обычно в таких случаях ограничиваются минимумом. Но это уже другой вопрос.

В салоне довольно светло и просторно

А вот рабочее место водителя особым шиком не отличается.

Что же нас ждет в техническом плане? Главной «индийской» частью новинки станет непосредственно ходовая часть автомобиля. И спереди и сзади подвеска будет зависимой - на рессорах, с двумя гидравлическими телескопическими амортизаторами и стабилизатором поперечной устойчивости. Первое время на автобус будут устанавливать шестицилиндровый дизельный мотор индийских партнеров из Ashok Leyland, способный выдать 180 л.с. мощности и 550 Нм максимального крутящего момента. При этом двигатель соответствует требованиям по выбросам Euro4. В дальнейшем у Volgabus 32901 должна появиться достаточно широкая линейка силовых установок. Какими именно они будут - пока не совсем понятно, известно только, что самый мощный мотор выдаст 380 л.с., а еще один двигатель будет работать на сжиженном газе. КП - механическая пятиступенчатая, а в будущем - электромеханическая. Автомата на новом автобусе не предполагают - решили отказаться из-за дороговизны. Кстати, появится в будущем и полный привод, что, наверняка увеличит популярность модели в сельской местности.

При этом создатели уверены, что проблем с запасными частями не возникнет. Для этого планируется наладить поставки через уже существующую дилерскую сеть «Волжанин», а также развернуть лицензионные сборочные предприятия в Азии, Европе и, возможно, даже части Латинской Америки (речь идет об Аргентине). Как заявляют представители компании, такие возможности дает технология модульной сборки.

Оптимизм, однако, портят некоторые технические детали. Доступность иных агрегатов оставляет желать лучшего. Залить масло можно только из кабины Volgabus 32901, а это почти автоматически гарантирует грязь в салоне. Вряд ли такие особенности придутся по душе европейцам или жителям двух российских столиц, уже привыкших к комфорту даже в общественном транспорте. Скорее, творение «Волжанина» и Ashok Leyland рассчитано на регионы. Кроме того, у нового автобуса будет еще один важный момент.

Моторный отсек скомпонован довольно плотно - не ко всему подберешься...
...а отдельные части вряд ли без потерь переживут русскую зиму

Речь, разумеется, о цене. Представители компании заявляют, что она будет «специальной», а среди конкурентов выделяют разве что продукцию Павловского Автозавода (речь, видимо идет о ПАЗ-320402-03). Что ж, без конкретики, но звучит, оптимистично, главное, чтобы стремление к дешевизне не сказалось на качестве, а низкие цены не превратились в единственный аргумент в пользу нового автобуса. Тогда Volgabus 32901 может стать весьма интересным вариантом для российской глубинки. В подтверждение моих слов, новый автобус вызывает неподдельный интерес водителей на конечной остановке. «Это - что? Новый? А сколько будет стоить? А с запчастями проблем не будет?», - звучат наперебой вопросы. Ответы на некоторые из них сможет дать лишь время и первая серийная версия. А пока остается лишь подождать и подумать над окончательным названием этой новинки. Есть идеи?

Подпишитесь на «За рулем» в