Авто национальной безопасности

АВТО НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

МЫ И АВТОМОБИЛЬ

/ЕСТЬ ТАКАЯ ПРОФЕССИЯ

АВТО НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

ГАРАЖУ ОСОБОГО НАЗНАЧЕНИЯ - 80 ЛЕТ

ТЕКСТ / СЕРГЕЙ КАНУННИКОВ

ФОТО / ВЛАДИМИР КНЯЗЕВ, АРХИВ ГОН

По трассе мчится кортеж автомобилей. Над машинами тяжелое зимнее небо, под колесами снежная жижа и клочки укатанного льда. Внезапно сбоку выскакивает заляпанный грязью джип. Шестиметровый пятитонный лимузин резко меняет направление, уходя в управляемом заносе в безопасную зону. Автомобили охраны мгновенно ощетиниваются стволами...

...Это учения. Водители гаража особого назначения (ГОН) регулярно отрабатывают действия в экстремальных ситуациях, ведь в их руках безопасность первых лиц России.

В 1906 году в Петербурге был организован гараж Его Императорского Величества. С февраля 1917-го шоферы возили членов Временного правительства; в октябре сорок шесть автомобилей перешли в ведение Совнаркома. В 1918-м гараж переехал в Москву. В Кремле разместили автомобили, обслуживающие главу правительства - В. И. Ленина. Они-то и составили Особый гараж, приказ о создании которого был подписан 31 декабря 1920-го. В первый рейс в январе следующего года Степан Гиль, шофер Ленина, выехал, будучи уже начальником ГОНа.

Обеспечить безопасность пассажиров тихоходных, неповоротливых, часто открытых машин было нелегко. Для обслуживания и ремонта водителям полагался помощник. Он, в частности, должен был... крутить заводную ручку.

Автомобиль, обслуживающий "объект государственной охраны", по терминологии ГОНа - "основной". Мобильная крепость с целым узлом связи на борту должна служить надежно и безотказно. Любая фирма стремится стать поставщиком правительственных гаражей - строить авто для первых лиц государств престижно и почетно.

Дореволюционные "роллс-ройсы", "рено" и "руссо-балты" дряхлели. В ГОНе появились новые модели, в основном американские - "бюики", "паккарды", "линкольны". В 1936-м гараж пополнили первые бронированные (как говорят профессионалы, "тяжелые") машины - двенадцатицилиндровые "паккарды".

После войны главный гараж страны комплектовали отечественной техникой. В 1946-м появились ЗИС-110, чуть позднее - тяжелые (кстати, более 7 тонн!) "115-е". Потом в ГОНе служили "чайки" и ЗИЛы - от "111-го" до "41052". В 60-е и 70-е лимузины завода имени Лихачева были вершиной отечественного автомобилестроения: ошеломляющая динамика, автоматическая коробка передач, кондиционер... Даже по мировым меркам ЗИЛ был достойным представительским автомобилем. Однако традиционный для машин такого класса консерватизм перерос в техническую отсталость. Да и беда всего отечественного автопрома - низкое качество комплектующих - не обошла ЗИЛ стороной. Так, в середине 80-х в Париже, на территории Елисейского дворца гоновцы вынуждены были в считанные минуты менять на лимузине М. С. Горбачева карбюратор. Прокладку иглы растворил... бензин.

Каждый автомобиль, претендующий на прописку в Кремле, проходит придирчивый отбор и жесткие испытания. К мнению работников особого гаража прислушиваются специалисты ведущих мировых фирм. Сегодня основные автомобили ГОНа - "мерседесы". Однако даже признанный гранд автомобилестроения - фирма "Даймлер-Крайслер" делает для ГОНа специальные машины. Среди них тяжелый "Пульман", построенный на основе модели W140. Возможно, и первый длинный "Мерседес-W220", одетый в броню (эта версия современного S-класса пока в работе), тоже пропишется в Кремле. Парк ЗИЛов увеличивается, прирастая одной-двумя машинами в год. Однако отечественные лимузины стоят 300 тысяч (!) долларов - значительно дороже "мерседесов". Поэтому полностью укомплектовать ГОН российскими автомобилями невозможно.

Все машины здесь ремонтируют и обслуживают по авиационным технологиям. Детали и узлы меняют независимо от пробега, с периодичностью, установленной на основе многолетнего опыта, скрупулезно собираемой статистики, рекомендаций производителей. На каждую машину составлено досье, куда заносят сведения о любой замененной или подтянутой гайке. Кстати, ремонтная база ГОНа авторизована как СТО "Мерседес-Бенц".

Автомобили дополнительной охраны ввели в 1934-м, после убийства С. М. Кирова. В ГОНе служили ГАЗ-А и "эмки", "победы" и "волги". Были здесь и малоизвестные модификации "двадцатьчетверки" - с мотором "Форд", отечественным 120-сильным роторным агрегатом, GAZ 24-24 с "чайковским" V8. Эту модель шоферы до сих пор вспоминают с грустной усмешкой. Чтобы обеспечить волку, замаскированному под овцу, мало-мальски приемлемую управляемость, в багажник клали балласт - мешок с песком. А стандартные тормоза в сочетании с 200-сильным мотором вгоняли в пот даже самых выдержанных. В общем, достойным сопровождением ЗИЛу оказался... ЗИЛ. Так родилась модификация с неофициальным именем "Скорпион" - легкий лимузин с подножками и поручнями, приспособленный для нужд охраны.

Современный автомобиль охраны должен сочетать в себе противоречивые свойства - динамику "основного", вместительность, высокую посадку экипажа (охрана должна видеть на два хода вперед), способность преодолевать препятствия, например, солидной высоты бордюр, наконец, отличную управляемость. Нынешние "Мерседес-Бенц Гелендеваген" и американские джипы - не более чем приемлемый компромисс. Над идеальным автомобилем охраны думают не только в ГОНе, но и в КБ некоторых зарубежных фирм.

Ф. Рузвельта посадили на переднее сиденье: из-за парализованных ног президенту США было удобнее рядом с водителем. Задний диван заняли дочь и зять президента, охранники разместились на откидных сиденьях-страпонтенах. Водитель Ходаков плавно тронул "Паккард", и перед капотом потянулся серпантин, местами прикрытый клоками тумана. Зима 1945-го выдалась в Крыму особенно пасмурной. На очередном левом повороте Рузвельт облокотился на ручку, и тяжелая дверь распахнулась. Выводя массивный лимузин из поворота, водитель ухватил президента за плечо и буквально втащил в салон, а телохранитель дотянулся до предательской двери...

За 80 лет работы ГОНа ЧП можно пересчитать по пальцам. Ведь главное для водителя - не умение выходить из критической ситуации, а способность предвидеть и предотвратить ее. Попасть за руль гоновской машины непросто. Начальные условия: солидный стаж безаварийной работы и отменное здоровье. Кандидаты учатся на специальных курсах: психологическая подготовка, оттачивание водительского мастерства, владение оружием. Только после этого новичку открывают заветные двери, но за руль "основной" машины он сядет не раньше чем через год.

Из воспоминаний гоновцев можно было бы собрать толстенный том. Много интересного и удивительного они знают. Но всего никогда не расскажут. Служба такая, особая.

По архиву ГОНа можно изучать историю страны и представительских автомобилей. Лето 1950-го, Кавказ. Председатель Верховного Совета СССР Н. М. Шверник со своей охраной в "Паккарде".

Конец 40-х: "основной"

и машина охраны - ЗИС-110 и ЗИС-101.

Подпишитесь на «За рулем» в